Это не является лучшей идеей, если ОАО «Кыргызтелеком» будет только магистральным оператором, но не будет работать на рынке розничного предоставления Интернета в Кыргызстане. Деньги в любом случае платит конечный потребитель. Об этом сообщил экс-вице-президент ОАО «Кыргызтелеком» Сергей Цой во время экспертной встречи в ОФ ГИИП на тему «Инфраструктура ОАО «Кыргызтелеком» в открытом доступе».
По его словам, если сегодня у мелких операторов есть конечные потребители Интернета и развернутая сеть в городе, то у них возникает соблазн провести собственный канал, и не арендовать каналы магистрального оператора. Поэтому в интересах компании строить собственные сети «розничного» Интернета для решения задачи «последней мили».
Также во время встречи С.Цой отметил, что мелкие операторы все же могут получить канал Интернета у компании для развития собственных сетей, но необхоимо договариваться по каждому случаю с руководством по цене.
Эркин Мамасалиев, ОФ ГИИП: – Вопрос к Ярославу. Вы пытались решить вопрос [предоставления Интернета] связанный с частным сектором через подключение Wi-Fi? В Бишкеке понятно, Wi-Fi на вторичной основе. Может быть в Канте или в другом городе или регионе меньше помех для Wi-Fi?
Ярослав, ОсОО «FastNet»: – Чтобы доставлять Wi-Fi, нам нужна точка в Канте, откуда мы сможем брать [Интернет]. Если использовать свою оптику, то это очень дорого, следовательно для небольших операторов, каким мы и являемся, выгоднее использовать оптику другого оператор. В мире существует такое понятие как «магистральный оператор», т. е. такой оператор работает на том, что у него по всей стране есть магистрали, и этот оператор просто дает в аренду эти каналы связи другим операторам. В нашем случае, в городах Кант, Кара-Блата или Ош мы можем позволить себе брать в аренду, если по цене договоримся. А из тех кто может дать, мы не видим цели присутствовать на рынке.
Э.Мамасалиев: – У меня такой вопрос к «Кыргызтелекому», представим такую ситуацию — неожиданно вырос внутренний трафик внутри Кыргызстана и в Кыргызстан приходящий трафик, у всех абонентов появились деньги и все захотели подключиться, и трафик сильно вырос. Готовы ли вы к этому и вообще вы хотите этого?
Сергей Цой, экс-вице-президент ОАО «Кыргызтелеком»: – Технически мы к этому готовы. Несколько недель назад мы заключили контракт с Китаем, с «Chinatelecom», о подаче Интернета в Ош через Иркештам. На сегодня готовится еще одна серия договоров с казахскими компаниями. И текущий договор с Казахтелекомом позволяет нам расшириться».
Э.Мамасалиев: – Значит, к такому росту вы готовы. А у самой компании есть такое желание?
С.Цой: – Мы для этого и строим эту линию, чтобы продавать.
Э.Мамасалиев: – Какова ваша политика? Быть конечным оператором, который решает вопросы последней мили или быть магистральным оператором? Ведь рассматривалась возможность стать просто оптовым оператором?
С.Цой: – Я думаю, это не лучшая идея — стать единственным магистральным оператором. Потому что платит деньги в любом случае конечный потребитель. Если сегодня у «Fastnet» есть конечный потребитель, то завтра он накрывает весь город, и все потребители у него, то возникает соблазн провести свой канал, и зачем ему пользоваться и покупать у «Кыргызтелекома». И он подключает свой канал, и что остается у «Кыргызтелекома? Остается оптика, а клиента нет.
Ярослав: – Он имеет в виду, что мы, сейчас мелкие компании, заберем всех абонентов и будем получать деньги.
Абдыгани Абдрасилов, ОНС Министерства государственного имущества: – Кыргызтелекому невыгодно, чтобы мелкие компании развивались. Об этом только что говорил Марат.
С.Цой: – Нам выгодно, чтобы мы работали не только на оптовом рынке, но и на розничном рынке. Потому что в любом случаи деньги платит потребитель, посредник это деньги собирает и передает нам.
Э.Мамасалиев: Тогда ситуация в Кыргызстане такая, что «Кыргызтелеком» как крупный магистральный оператор хочет и большую «рыбу» ловить и маленькую, и из-за этого «мелкая рыба» не растет. Может надо пересмотреть политику государства?
С.Цой: – Нет, это не политика государства, это рынок! Вы сейчас не сможете утверждать, что вот так будет правильно, а оно через 2 года будет неправильным. Поверьте мне, рынок телекоммуникаций не стоит на месте, он постоянно меняется, сегодня востребована одна услуга, завтра другая услуга, а о третьей мы вообще забыли. Нельзя утверждать, что это хорошо, а это плохо. Понятно, что для мелкого оператора развивающийся «Кыргызтелеком» экономически не выгоден. Но с другой стороны, за последние 2 года стоимость безлимитного Интернета упала в 3-4 раза. Но все политики недовольны ценой Интернета и считают его дорогой. Не забывайте, что наша республика находится не в Европе и Америке, а «у черта на куличках». Магистральные линии не проходят через нас. Деление живого организма на три. Что это такое? Выживет, не выживет? Консультант — это человек, который дает вам свое видение, но за последствия не отвечает. Это не владельцы, это наблюдательный совет. Поэтому надо понимать, что делить магистрального оператора можно, но через 5 лет это оператора не будет. К примеру, Билайн построил свой выход в Казахстан, ему магистральный оператор не нужен. Фастнет условно развил свою сеть, подключился к Казахстану или вышел в Китай через Ош, и магистральный оператор не нужен. И что в вашем понимании останется, если поделить Кыргызтелеком на 3 части? Это магистраль, это абоненты или это мобильная сеть? Вопрос непонятный.
Возьмем опыт России, была такая ситуация, что междугородняя связь — это была Ростелеком. Местные электросвязи — межрегиональные компании, МРК, которые занимались местной связью, как БГТС у нас. На сегодняшний что произошло? Ростелеком начал терять доходы при чем очень сильно, и это повлияло на мобильных операторов, потому что они стали забирать у них трафик, внутри сети стало дешевле, чем между Москвой и Питером. Государство РФ приняло решение объединить все МРК под Росстелеком. На сегодняшний день во всех странах постсоветского союза так и есть, что национальный оператор владеет как магистральной сетью, так и распредсетью. В России было по-другому, но они пришли к этому. Потому что по-другому магистральный оператор уже не выживает. Платит конечный потребитель, а не посредник. Рынок укрупняется, под напором конкуренции выживает только сильнейший.
Э.Мамасалиев: – Это противовес мнению, что нужно разделиться, т. е. если компания оказывает и диверсифицирует услуги, широкий ряд услуг, то это залог выживания.
С.Цой: – С точки зрения обывателя. Например, кабельное ТВ Ала-ТВ, придет завтра какой-нибудь оператор с тем же кабельным ТВ, если он не придет с договором к потребителю и не заберет у него деньги и не подключит к телевизору, то он не будет шевелиться и подключаться туда. Он смотрел 4 канала и ему хватит, потому что эти же 4 будут там же. А ничего большего он не получит. А когда вы придете и дадите ему все сразу, вероятность больше, что все сразу, потому что он будет оплачивать одним счетом в одном месте и не надо ему ходит куда-то.
Э.Мамасалиев: – На данный момент Фаснет, я надеюсь, вы договоритесь на счет Канта.
С.Цой: – Если цена устроит, то мы можем договориться.
Э.Мамасалиев: – Такой вопрос. Возможно ли создать условия, повесить все на сайте или БГТС, т. е. для мелких операторов. Я хочу, допустим, развиваться в Канте или в Нарыне. Просто хочется кинуть до вас кабель. Создайте прозрачные условия, чтобы не идти договариваться каждый раз через кого-то. Они достучались бы может не через нас, мы надеемся, что мы поспособствуем этому. Были бы прозрачные условия, чтоб я пришел к вам в любой момент и сказал: «У меня есть такой план дайте мне кабель, а как и кого я подключу — это моя проблема». Возможно ли создание таких условий? Вопрос понятен?
С.Цой: – Не совсем. Потому что иногда наш потребитель на одной страничке не могут выразить что они хотят. Мы же делаем бизнес, а не просто потребитель, мы хотим делать бизнес. И чтобы сделать бизнес мне кажется простой перепиской здесь не обойдетесь. В любом случае лучше обсудить все это при встрече и больше вероятность того, что вы добьетесь успеха, чем вы будете заниматься это письмами туда сюда.
Э.Мамасалиев: – Я понимаю. В том плане, что мелких операторов будет много, и им всем нужно встречаться с вами?
С.Цой: – Я не говорил, что со мной. Вопрос в том, что если Фаснет, на словах, захотел в Канте подключение, если мы договоримся с электрическими сетями, то он кинет сети по электрическим столбам, если нет, то ему нужно дать только условия подключения. Если иметь все документы и нужна только точка, то вопросов нет, можно сделать это одним приказом. Но бывают такие ситуации, что когда ко мне приходят люди и говорят «Мы хотим так-то так-то сделать». Но слушайте, например Министерства транспорта, захотели они получить по 10 мбайт на почтовый ящик для айыл окмоту. Зачем? Вы будете просто переплачивать, и мы сократили расходы в 10 раз. Как запросили, так и ответили. Мы можем это сделать, но когда мы поймем что он конкретно хочет от нас, потребитель, мы дадим ему оптимально.
Э.Мамасалиев: – Вы по все видимости не поняли сути вопроса. Вопрос такой — есть в районах такие ребята, энтузиасты, которые увлекаются компьютером и Интернетом. Нашелся такой в Таласе, он верит, что он вложится и проведет в своем квартале там ко всем «витую пару» или оптоволокно и он окупится. Ему нужен от вас только канал.
С.Цой: – Тогда достаточно написать письмо там где нужно подключение? Вы писали в Бишкеке, а вам нужно было писать в Канте. Или в вашем случае проще было написать в Центральный аппарат.
The International consortium for the Development of Digital Legislation has successfully completed work on the draft Digital Code for Kyrgyzstan, this document will create a favorable regulatory
On the International Children's Day on June 1, the Children's Information Technology Forum "Kids IT Day" was held in Kyrgyzstan for the first time.
The children's forum was organized for children
On December 14, 2018, Public Foundation Civic Initiative of Internet Policy held a training course on the issues of forensics (computer forensics), digital evidence fixing, cybercrime investigations.