Компания «Кыргызтелеком» проиграла Бишкек частным операторам связи в плане предоставления услуг Интернета. Об этом заявил эксперт по IT Марат Баязов во время экспертной встречи в ОФ ГИИП на тему «Инфраструктура ОАО «Кыргызтелеком» в открытом доступе».
По его словам, в Бишкеке, в практически в каждом многоэтажном доме имеется по 2-3 конкурирующих компании Интернет-провадйеров и конкуренция очень «жесткая». ОАО «Кыргызтелеком» присутствует в основном в виде ADSL-подключений.
М.Баязов отметил, что в Кыргызстана на данный момент существует 2 «экосистемы» Интернета, т. е. объединений компаний партнеров — вокруг компаний Кыргызтелеком и Элкат.
Также он отметил, что предоставление Интернета в частном секторе Бишкека является достаточно сложным для Интернет-провайдеров, в частности по принципу «Домашная сеть», так как затраты на подключение достаточно высокие, а рентабельность низкая.
Кроме этого, представитель компании Fastnet на встрече рассказал о проблемах, которые возникали, когда они хотели брать Интернет-канал у Кыргызтелекома для развития Интернета в городе Канте. Также на встрече пошла речь о канализациях, т. е. построении линий Интернета под землей.
Эркин Мамасалиев, ОФ ГИИП:
– Вопрос к участникам, Ярославу и Марату. Пытались ли Вы развивать Интернет в пригородах Бишкека и вообще в других регионах? И вообще были ли такие мысли, расчеты?»
Ярослав, ОсОО «FastNet»:
– Дело в том, что в 2010 году у нас была попытка, мы хотели провести свои услуги в город Кант. Мы тогда послали запрос, именно в отделение ОАО «Кыргызтелеком» в Канте. Мы попросили предоставить нам 10 мегабит (Интернет-канал 10 мбит/сек: прим.ред) по возможности на какой-нибудь станции (прямое подключение к магистрали ВОЛС) в городе Кант. И время ответа длилось примерно 2-3 месяца. Окончательная форма ответа состояла так: «Да, мы можем предоставить при условии, что мы (FastNet) как частники, у которого есть абонентская телефонная связь в Канте, подключаем модем ADSL». Но на тот момент, насколько я знаю, адресный модем не мог развить скорость до 10 мбит/сек, тем более в обыкновенном доме. Мы изначально хотели на какой-нибудь станции, как допустим у нас есть провайдерская комната АТС-66, где они могли бы подключаться. Но единственное что мы хотели, если есть такая возможность, то с кем можно связаться и обговорить это?
Сергей Цой, экс-вице-президент ОАО «Кыргызтелеком»: – Запрос вы отправили в филиал, который работает с абонентами. И скорее всего вы получили «абонетский ответ». Предоставить 10 мбит/сек в Канте можно. Необходимо договариваться о цене.
Ярослав: – У меня такой вопрос, не могли бы вы дать координаты отдела, куда мы сможем позвонить или через директора нужно?.
С.Цой: – По ценам лучше договариваться непосредственно с директором. Но действительно эта переписка может затягиваться неделями и месяцами.
Абдыгани Абдрасилов, ОНС Министерства государственного имущества: – Есть ли еще такие проблемы с Кыргызтелекомом?
Ярослав: – Я достоверно не знаю, но ходили слухи по городу, что все хотят линии связи оптиковолоконные, т. е. загнать их в «канализацию» (подземные каналы для линий связи: прим.ред).
С.Цой: – Это вопрос не ко мне, а вопрос к мэрии (города Бишкек).
Ярослав: – И на сколько мне известно, то считают монополистами «канализации» Кыргызтелеком.
С.Цой: – Раньше поднимался вопрос, чтобы выбрать предприятие, которое занимается «канализациями». Но этот вопрос еще открыт, это еще было при Акаеве. А то, что мэрия сейчас инициирует, я тоже об этом слышал. Не знаю, чем они руководствуются. Это опять же как с вопросом «национализации». Сеть построена, мы дали разрешение. И вы тут говорите снимайте, разве это нормально?».
А.Абдрасилов: – Что значит канализация?
Э.Мамасалиев: – сейчас весь кабель оптоволоконный у операторов связи растянут по крышам домов.
С.Цой:- Там где проходит телефонная сеть, под землей. Они говорят, что их заставят пройти в канализацию к нам. Причины побудившие мэрию начать процесс, неясны.
А.Абдрасилов: – Это инициирует мэрия? А зачем им это?.
Э.Мамасалиев: – Я предполагаю, это не мэрия, а Госстрой.
С.Цой: – Может и Госстрой. Получается, кабели как паутина в городе, по крышам протянута.
Ярослав: – Это удорожает в плане переделки. Сама идея перенести линии в канализацию неплохая. Потому что у нас скоро появиться новый оператор Интернет-связи, и по городу появиться еще 2-3 линии связи. И наш город может превратиться в «паутину». И там линии и здесь линии, город будет выглядеть не эстетично. Я не против перенести все в канализацию, но тогда может государство возьмет это на себя. Потому что где нет канализации, ее необходимо построить.
С.Цой: – На сегодняшний день услуга монопольная и тарифы устанавливаются Агентством связи (ГАС ПКР). С точки зрения государства можно говорить с агентством связи, чтобы цены были на уровне себестоимости.
Э.Мамасалиев: – Хорошо. Марат, я знаю вы сотрудничаете не с Кыргызтелекомом, с другой компанией. У вас были попытки развиваться в частном секторе, вне Бишкека?
Марат Баязов, эксперт по IT: Я — классический консультант, т. е. я он-лайн работаю в качестве консультанта, инструктирую телекоммуникационный проект в Алматы. И что касается работ за пределами Бишкека, то Алматы тоже за пределами Бишкека. Если вам надо получить магистраль в какую-либо точку Алматы, то желающих подать тебе точку очень много. В этом плане позиция «Казахтелекома» очень хороша, она последовательна. А в нашем регионе можно отметить Китай, когда их представители сказали, что китайцем нужен Интернет, и в силу своей организованности они сделали так, что по всей территории Китая есть Интернет, и стоит практически ничего. Я считаю, что это завидное решение. Удастся нам реализовать это? Скорее не удастся. Потом, взглядов о Кыргызтелекоме несколько, надо понимать, что для частных провайдеров, конкурентов, сильная процветающая компания – угроза. Надо понимать, что Кыргызтелекому в отличии от «Северэлектро» сложнее, конкуренция очень сильная. Северэлектро может «развести закон Ома» и сказать, что потери 40%. И никто не может это перепроверить. В телекоммуникациях, можем взять сотовую связь, магистральную, можно взять «последний метр», телефонию, где сильная конкуренция. И поэтому сказать,что это стоит столько, а не столько, не получится. Поэтому для частников разорение Кыргызтелекома — это браво. Как на это дело смотрит собственник (Министерство государственного имущества: прим.ред.), непонятно.
Э.Мамасалиев: – Немного забегаю вперед, получается, что у «Казахтелеком» позиция такая – «мы магистральный оператор, мы даем вам подключение, подключайтесь, развивайтесь». Я вас правильно понимаю?
М.Баязов: – В Казахстане чуть позже чем в Кыргызстане сняли ограничения на получение лицензии, но несмотря на некоторую задержку Интернет там «рванул». Удастся ли им повторить «китайский опыт», неизвестно, не очень понятно, но пока Интернет в Казахстане очень доступен. Не просто в Алматы и Астане, но и в региональных центрах. Поэтому есть 2 точки зрения частников, если возвращаться к Кыргызтелекому, это мнение, что какие владельцы, такой и менеджмент, такие они взяли на себя обязательства, как они работают. Конкуренция хороша. Мы на территории Кыргызстана пробовали 2 проекта за пределами Бишкека, но это очень дорого.
Э.Мамасалиев: – Дело в инфраструктуре?
М.Баязов: -Да. Например, когда мы берем многоэтажный дом на расстоянии 100 метров от хаба, узла, ты можешь получить до 70 квартир. У нас уровень проникновения Интернета в многоэтажках составляет 25-30%. Т.е. теоретически на расстоянии 100 метров ты можешь получить 15-20 абонентов. Это хорошо. Мы сейчас в Бишкеке имеем по 2-3 конкурента в каждом многоэтажном доме, конкуренция очень «жесткая». А раз уж все крутиться вокруг Кыргызтелекома, то эта компания проиграла в Бишкеке. Кыргызтелекома практически нет в Бишкеке, присутствует немного в виде ADSL подключений. Была попытка, когда Кыргызтелеком согнал с ADSL линий других операторов, но это только затормозило процесс. Частные компании все-таки уцепились за свою надбавку и сейчас они двигаются хорошо.
– И есть еще одна площадка в Кара-Балте (у компании Элькат). У нас 2 экосистемы – экосистема Кыргызтелекома и экосистема Элката. Есть еще небольшая вокруг «Саймателеком». Это сложный бизнес: есть магистрали, есть те, кто обслуживает «последний метр», есть генераторы контента. Обычно большой, средний и совсем маленький бизнес, как-то вокруг себя и как-то находят общий язык. Элкат сейчас тянет оптическую магистраль до Мерке, т. е. они как магистральный провайдер зарабатывают и говорят: «раз уж мы вкладываемся, значит мы должны «собирать по дороге» деньги». Если в прошлом году до переворота 7 апреля рассматривался Ош, даже туда пару раз выезжали, смотрели, что-то нашли для себя, в Чуйской долине рассматривались Кант, Токмак, Кара-Балта. Но после переворота не уверены, «ловить» в Оше нечего. Если будут практические деньги и какое-то давление, то это можно сделать. Но риски высоки. И поскольку Мерке в том направлении, то в августе запускаем площадку в Кара-Балте. Это первая крупная площадка за пределами Бишкека.
А.Абдрасилов: – Это планирует сделать Элкат?
М.Баязов: – Да, Элкат со своими партнерами.
Э.Мамасалиев: – Верну вас к вопросу. В пригороде Бишкека, я не имею в виду Чуйскую область, в частном секторе в принципе платежеспособность высокая. Единственное, что строить не так удобно как в многоэтажных домах. Т.е. соотношения проводов и абонентов выше, т.е. Проводов на абонента больше. Но вы не пробовали тем не менее?
М.Баязов: – Есть небольшой опыт. По улице Горького есть жилой район, там порядка 5 тысяч домов. Накрыли сетью этот район, но я как раз после вашего вчерашнего звонка поднял данные, посмотрел. Там отдача невысокая. Или провайдеры вынуждены на себя брать часть финансовой нагрузки, кредитовать на год или полгода вперед абонентов для его подключения, т. е. взваливать протяжку кабеля на себя. Есть такое понятие – стоимость подключения. Оно в частном секторе порядка 150 долларов США. Его необходимо понизить хотя бы до 2 тыс. сомов, Или же ждать, пока не найдутся желающие проплатить все вперед. Но видимо придется кредитовать, выхода нет. Есть богатый район, где только особняки. Там да, владельцу особняка несложно заплатить. В остальном мало таких богатых новостроек, поэтому особых перспектив в частном секторе нет. Должна быть инфраструктура. Ее строить дороговато, плотность низкая. Это будет происходить, но через года два.
The International consortium for the Development of Digital Legislation has successfully completed work on the draft Digital Code for Kyrgyzstan, this document will create a favorable regulatory
On the International Children's Day on June 1, the Children's Information Technology Forum "Kids IT Day" was held in Kyrgyzstan for the first time.
The children's forum was organized for children
On December 14, 2018, Public Foundation Civic Initiative of Internet Policy held a training course on the issues of forensics (computer forensics), digital evidence fixing, cybercrime investigations.