Кыргызстан не получает Интернет через ТАЕ (Транс Азиатско-Европейская магистраль), – руководство ОАО «Кыргызтелеком»

27.06.2011

На сегодняшний день Транс Азиатско-Европейская магистраль (TAE — Trans-Asian-Europa) практически не эксплуатируется на всей своей протяженности, и Кыргызстан не получает Интернет через эту международную магистраль. Об этом сообщил вице-президент ОАО «Кыргызтелеком» Сергей Цой.

С.Цой во время экспертной встречи в Общественном фонде «Гражданская инициатива Интернет политики» на тему «Инфраструктура ОАО «Кыргызтелеком» в открытом доступе», сообщил, что эта линия существует и находится под управлением Администрации связи Украины. Линия была изначально дорогой по строительству, а также управление этой сетью было очень сложным. Кроме этого, пропускная способность ТАЕ не удовлетворяет существующим потребностям стран-участниц проекта.

На данный момент Китай построил собственные линии в Европу через российские коммуникационные компании и он «поддерживает связь» с Европой уже по другим маршрутам, сообщил С.Цой.

Справка: Транс азиатско-европейская Волоконно-оптическая линия связи (ТАЕ ВОЛС) между Франкфуртом (Германия) и Шанхаем (Китай) существует с 1998 года. ТАЕ имеет протяженность в 27 тыс. километров и охватывает некоторые страны СНГ, часть Юго-Восточной Азии и заканчивается в Европе.

Подкаст обсуждения ТАЕ


Эркин Мамасалиев, ОФ ГИИП:

– На мой взгляд, инфраструктуру «Кыргызтелеком» можно было бы использовать для развития доступа в Интернет в Кыргызстане более эффективно чем сейчас. Просто нужно подумать как это сделать. Хотелось бы послушать мнение руководства «Кыргызтелеком» и операторов связи «Домашние сети», т.е. мелких операторов связи. Они жалуются, что тяжело достучаться до «Кыргызтелеком». Они хотят расширить канал и не могут договориться, а «Кыргызтелеком» в свою очередь аргументирует это маркетинговыми и политическими вещами. Мне хотелось бы послушать Сергея по поводу проекта ТАЕ.

Сергей Цой:

– На сегодняшний день такая линия существует, но фактически находится под управлением Администрации связи Украины. По этой линии связи у нас (у «Кыргызтелеком»: прим.ред.) каналов нет, кроме как каналов до Алматы. Линия была изначально дорогой по строительству, канал строили в 1997-1998 гг., затраты были большие для всех стран-участниц. На мой взгляд, неправильно построено управление этой сетью, и практически все общественные работы.

Абдыгани Абдрасилов, ОНС Министерства государственного имущества:

– Эта сеть оптоволоконная ?

С.Цой:

Да. Сеть идет от Пекина до Франкфурта. Вы наверное заметили, что линия проходит через Алматы. Мы включаемся в 2 местах – в Камышановке и в Мерке, то есть фактически канал через территорию Кыргызстана не проходит. Во время ее строительства мы не смогли отстоять у казахских коллег возможность нормального прохода через Кыргызстан. Т.е. мы подключились к ТАЕ «аппендиксом». Практически это линия сейчас не работает.

Э.Мамасалиев: – Т.е Кыргызстан получает Интернет не через ТАЕ?

С.Цой: – Нет, не через ТАЕ.

А.Абдрасилов: – Эта сеть не работает в Кыргызстане или вообще не работает?

С.Цой: – Практически не работает.

А.Абдрасилов: – По всей трассе? А каковы причины?

С.Цой: – Причины таковы, когда построили проект, получилось множество хозяев. Администратом выбрали Украину на сегодняшний день. И прежде чем организовать канал из Шанхая в Ташкент, нужно этому администратору со всеми согласовать. Все согласовали стоимость, но не согласовали количество прохождения этих каналов, т.е. сама организация канала. Нужно было делать конфигурацию сети, это все затягивалось, и на сегодняшний день Китай построил в обход нее линии в Европу через российских операторов, на востоке России и северо-востоке Китая, три пограничных перехода. Потом построили через территорию Монголии, с Казахстаном 2 перехода, с Кыргызстаном 1 переход. Получается, Китаю «нужна» Европа, и Китай поддерживает связь уже по другим маршрутам. И фактически проекта ТАЕ нет, хотя на карте он есть, но он не работает. И там опять же, когда ее проектировали, она была под ту скорость, которую сегодня потребляет рынок гораздо больше. Грубо говоря, канал прорыли на 2 литра в час прохождения воды, а сейчас потребление в 100 раз выше.

Э.Мамасалиев: – Получается, сейчас все страны нашего региона строят свои магистрали, и транзит согласовывают также каждый с каждым, т.е. единого согласования нет.

С.Цой: – Это иногда даже быстрее и дешевле, чем договариваться через спецадминистратора. Если по карте посмотреть, красным обозначены те линии, которые мы сейчас эксплуатируем, а красным пунктиром — это те, которым мы сейчас строим. Сейчас завершаем линию Бишкек-Ош через Кара-Балту. Она готова на 20%.

Читать далее:

The Digital Code project has been successfully completed

10.04.2023

The International consortium for the Development of Digital Legislation has successfully completed work on the draft Digital Code for Kyrgyzstan, this document will create a favorable regulatory

Read more

PF GIIP initiated an information technology forum “Kids IT Day” for children with disabilities

08.06.2022

On the International Children's Day on June 1, the Children's Information Technology Forum "Kids IT Day" was held in Kyrgyzstan for the first time.

The children's forum was organized for children

Read more

On December 14, 2018, PF “CIIP” held a training on the issues of forensics (computer forensics) for representatives of the law enforcement agencies

15.04.2019

On December 14, 2018, Public Foundation Civic Initiative of Internet Policy held a training course on the issues of forensics (computer forensics), digital evidence fixing, cybercrime investigations.

Read more