«Taboo.kg», Улан Джумашев: В новостях прочитал про инициативы (попытки) силовых ведомств и ЖК ввести персонификацию абонентов сотовой связи.
Что вообще представляет собой персонификация? Это когда пользователь сим-карты, прежде чем получить доступ к услугам связи, в обязательном порядке должен зарегистрировать свою сим-карту на себя.
На самом деле почти у всех сотовых операторов КР есть добровольная регистрация сим-карт. При регистрации абонент получает больше услуг и преимуществ. Это и услуги роуминга, получения детализации звонков (что актуально при вашем расследовании, кто же все таки постоянно звонит, молчит или дышит в трубки, или хуже, материт и угрожает Вам), восстановление утерянной сим-карты и некоторые другие.
То, что предлагают власти, с одной стороны оправдано. Это национальная безопасность и бла-бла-бла.
Но у нас, как всегда, все законы сначала пишутся, а потом только (и не факт!) под них подводится необходимые бюджеты и инфраструктура.
Если даже такой закон примут, то естественно захотят возложить все расходы и трудности на сотовых операторов, и государство “умоет руки” в этом проекте.
На самом деле, проект закона о единой базы данных IMEI (http://ru.wikipedia.org/wiki/IMEI) (технический идентификатор телефонного аппарата, прописываемый производителем) был создан для предотвращения краж мобильных телефонов и ввоза “серых” телефонов. Но как я понял, всю ответственность взвалили на сотовых операторов, минтранс и ГАС до сих пор не преуспели в этом проекте.
А нужно было создать соответствующую ИТ-инфраструктуру (серверы, сопутствующие фишечки и регламенты работы этого массива информации), подзаконные акты и PR-кампанию по доведению идеи регистрации телефонов.
Вот тогда сотовые операторы исправно сливали бы в эту централизованную базу данных все “засветившиеся” пары IMEI+MISSDN (http://ru.wikipedia.org/wiki/MSISDN) (номер телефона абонента). В этой базе с помощью специального программного обеспечения анализировались бы все данные, и при наличии “заявки” от гражданина об утере его телефона с указанием IMEI генерится инфо: Такой то IMEI действует в такой то сети (БД то общая, на всех GSM-операторов) с таким-то номером. И эта информацию отправляется в МВД для проведения следственных и оперативных действий.
Вот тогда воры и грабители будут иметь меньше шансов и желания заниматься этим мелким, но легким и прибыльным бизнесом.
Про ситуацию с регистрацией сим-карт. У одного только сотового оператора MegaCom сейчас в сети действует более 2 млн абонентов, и их мизерная часть являются договорными абонентами. Это корпоративные клиенты (за сим-карту по всем начислениям отвечает компания) и небольшая толика индивидуальных абонентов, заключивших договор. Там есть и те, которые были вынуждены подписать договор с оператором, т.к. тарифный план подразумевал только приобретение пакета с договором.
И предположим, этот закон о персонификации ввели в действие (сомневаюсь, что представителей сотовых операторов будут активно включены в процесс обсуждения закона). По закону устанавливают некий срок, по которому все анонимные абоненты должны пройти регистрацию (а это, повторяю, львиная доля всех существующих мобильных пользователей), ну и соответственно, все новые в обязательном порядке регистрируются.
Мне кажется, будет epic fail по этому закону. Очень трудно заставить население регистрировать свои уже имеющиеся сим-карты.
Этому несколько причин:
– Не достаточно сервисных центров операторов связи, а ехать из одной части области в другую мало кто захочет. А создавать их без дотации гос-ва невыгодно;
– Даже если сервисный центр будет возле дома, без должной “промывки мозгов” с мотивацией граждан пройти регистрацию никто не поднимет пятую точку;
– Не у всех наших граждан есть паспорта (возвращаясь к нашей национальной трагедии…). А это означает, что будут трудности зарегистрировать карточку даже при всем желании. А водительские права есть у малой части населения;
– Сотовые операторы не совсем готовы передать функцию регистрации (а это обычно подразумевает доступ к биллинговой системе, святая святых оператора) своей дилерской сети. Дилеры не всегда отвечают даже минимальным требованиям по обслуживанию и ИТ-оснащению своих точек.
У меня есть небольшой частичный опыт, как это сделано в Казахстане. Приходишь в дилерскую точку, выбираешь сим-карту. В коробочке от карточки вложена бумажка. Это форма регистрации. Ее нужно заполнить и отправить сотовому оператору. У меня большой вопрос, все ли будут ее заполнять и отправлять…
А по поводу “карательных” мер сотового оператора, что он будет ограничивать абонента, блокировать после оповещения к определенному сроку. Весьма и весьма спорно. Заблокировать услуги – это означает потерять в прибыли с каждого блокированного. Нормальный бизнес на это не пойдет.
PS: поиск по IMEI возможен! Нужно иметь коробку от телефона с наклеенымнапечатанным IMEI и желание пройти сем кругов ада в наших РОВД. Обязательно пишется заявление с дальнейшей регистрацией в журнале входящих документов отделения милиции, и пошла поехала… Органы будут делать официальный запрос сотовому оператору на выемку звонков с определенным IMEI и детализация звонков передается оперативным сотрудникам милиции. Они далее проводят мероприятия по поиску владельца телефона и выхода на вора. Работает! Сам нашел так пару телефонов. Но, нужна настойчивость и все таки некоторые связи в органах или сотовом операторе.
The International consortium for the Development of Digital Legislation has successfully completed work on the draft Digital Code for Kyrgyzstan, this document will create a favorable regulatory
On the International Children's Day on June 1, the Children's Information Technology Forum "Kids IT Day" was held in Kyrgyzstan for the first time.
The children's forum was organized for children
On December 14, 2018, Public Foundation Civic Initiative of Internet Policy held a training course on the issues of forensics (computer forensics), digital evidence fixing, cybercrime investigations.