«БДК»: Компании с государственным участием должны переосмыслить ведение бизнеса

15.04.2011

 

Члены Бишекского Делового Клуба Бакай Жунушов и Эрмек Ниязов в своем заявлении рассказали о слабой корпоративной политике «Кыргызтелекома», о некомпетентности Совета директоров, о топ-менеджерах компании, о принадлежности к партиям и политсоветам.

13 апреля на некоторых информационных интернет-порталах был задан, пожалуй впервые, вопрос о корпоративной политике АО “Кыргызтелеком” (КТ). Данная компания, как известно, является крупнейшей телекоммуникационной корпорацией в республике. В ней работают 5 000 человек и ее доход составляет более 2 млрд. сом в год. На фоне сообщений о смене состава Совета директоров, приватизации компании и не предоставлении отчетности, мы задались вопросом: а не следует ли провести масштабную реорганизацию компании и пересмотреть ее деятельность? И было получено несколько доказательств тому, что это надо было сделать уже давно, и теперь время играет против нас. Говориться в сообщении Бакая Жунушова и Эрмека Ниязова.

13 апреля состоялось собрание акционеров КТ, где заслушали отчет правления и провели выборы в Совет директоров (СД). По их словам, КТ не отличается от всех других компаний с государственным участием по части корпоративного управления. Слабое корпоративное управление в компании не позволяет ей развиваться в достаточной степени. Налицо отсутствие какого-либо сотрудничества между Советом директоров и правлением, и слабый контроль за соблюдением национальных интересов. Совет Директоров, принимая годовые отчеты Правления, не в состоянии оценить бизнес КТ и не в состоянии определить стратегические направления развития, что является, по сути, их прямой обязанностью. Некомпетентность Совета директоров на руку правлению, и топ-менеджеры КТ сами принимают решения и рисуют себе план развития, зная о полной некомпетентности СД. Если посмотрим на процесс формирования СД, то увидим следующую картину: состав СД выбирает Мингосимущество, как держатель более 77% акций КТ. В то же время, политику данного министерства, как и всего правительства, формирует ЖК КР, а в нем коалицию большинства составляют СДПК, Ата журт и Республика. Возможно, именно этим и объясняется то, что в новый состав СД входят члены политсоветов и их родственники. Разве критерием для СД не должны быть профессионализм, управленческие навыки, стратегическое мышление, задаются вопросом члены БДК. «Пока мы видим только один критерий- принадлежность к вышеназванным партиям и их политсоветам,» – констатируют Бакай Жунушов и Эрмек Ниязов.

Здесь вспоминается избрание СД КТ в 2004 году. Тогда был объявлен конкурс на новый состав СД, который проводился Фондом государственного имущества. Даже в том случае результаты конкурса не были обнадеживающими, учитывая заинтересованность Айдара Акаева в назначении лояльных ему людей. Но все же, наблюдалось хотя бы стремление обеспечить прозрачность и открытость.

Вообще, на практике слабый состав СД на руку правлению, которое пользуясь этим, проводит свою работу по своему усмотрению в свою выгоду. Из финансовой отчетности компании видно, что финансовые показатели ежегодно ухудшаются стремительными темпами, и будет совсем не удивительно, если в скором времени компания вдруг окажется убыточной. За 2 года в период с 2007 по 2009 год прибыль компании после уплаты налогов упала в 13 раз (!) с 276 млн.сом до 21 млн.сом, но при этом выручка компании осталась на одном уровне.

При нормальной корпоративной политике и компетентном составе СД, собственник уже давно спросил бы топ- менеджмент о причинах низкой эффективности управления вверенным ему бизнесом, а не получив должного ответа, уволил бы такой менеджмент. Но мы наблюдаем другую картину: менеджмент работает вопреки всем цифрам и здравому смыслу.

Провалов управления государством данной компании, и, соответственно деятельности Мингосимущества и Правления компании, достаточно много. Первым из них является то, что к сожалению, КТ так и не представил план стратегического развития. Никто так и не знает, как будет развиваться компания, куда идет и какую выгоду от этого получит общество. Данный план должен обосновать инвестиционную политику и дальнейшую приватизацию. К этому множеству провалов можно также отнести и плохой маркетинг, и продажи дополнительных услуг (VAS), и отсутствие пакетов минут разговора на фиксированные линии и мобильные сети, и недостаточное качество услуг компании, и слабую деятельность службы поддержки клиентов и колл-центра и, наконец, почему интернет предоставляется только через собственный land line. Кстати, в отношении последнего есть предположения, что либо имеется сговор, либо топ-менеджмент КТ входит в состав местных интернет-компаний, т.к. КТ не проводит оптоволоконные сети к потребителям, и фактически этот вид бизнеса оставлен только для интернет-компаний.

В целом, мы снова вернулись к вопросу о необходимости внедрения корпоративного управления в компаниях с государственной собственностью. И мы будем благодарны, если участие ЖК КР в этом процессе будет сводиться только лишь к обеспечению справедливости в этих вопросах, а не в продвижении и назначении своих людей, говорится в конце заявления.

Читать далее:

The Digital Code project has been successfully completed

10.04.2023

The International consortium for the Development of Digital Legislation has successfully completed work on the draft Digital Code for Kyrgyzstan, this document will create a favorable regulatory

Read more

PF GIIP initiated an information technology forum “Kids IT Day” for children with disabilities

08.06.2022

On the International Children's Day on June 1, the Children's Information Technology Forum "Kids IT Day" was held in Kyrgyzstan for the first time.

The children's forum was organized for children

Read more

On December 14, 2018, PF “CIIP” held a training on the issues of forensics (computer forensics) for representatives of the law enforcement agencies

15.04.2019

On December 14, 2018, Public Foundation Civic Initiative of Internet Policy held a training course on the issues of forensics (computer forensics), digital evidence fixing, cybercrime investigations.

Read more