Пред Пред Содержание След След

3.7 Как не стать жертвой киберпреступлений экстремистского характера?

Интернет оказывает большое влияние на жизнь каждого человека, который им пользуется. С развитием Интернет-технологий и их повсеместном применении развиваются и совершенствуются формы и методы деятельности организаций, а также взаимоотношения производителей и пользователей. Однако возможности Интернета также используется экстремистскими организациями в целях пропаганды своих идей, привлечения финансовых средств, обмена информацией, планирования и организации экстремистских акций, расширения поля деятельности, вовлечения в свою преступную деятельность новых членов.

Материалы экстремистского содержания могут не только размещаться на сайтах, но и распространяться посредством электронной почты, в комментариях к статьям, в блогах и т. д. Чтобы распознать подобные ресурсы и обезопасить себя и общества от них, пользователю как никогда раньше потребуется обладать набором цифровых компетенций, включая критическое мышление и информационную грамотность, которые помогут критически анализировать и принять информированное решение.

Вооруженный цифровыми компетенциями, вы сможете не только постоянно повысить свою и защищенность своего окружения онлайн но и внести свой вклад в регулировании вредоносных материалов, содержащих признаки экстремизма.

Список запрещенных по решению суда материалов официально опубликован на сайте Министерства юстиции Кыргызской Республики.

Уголовным кодексом Кыргызской Республики в целях недопущения распространения экстремистских идей предусмотрены статьи.

Помимо ответственности за размещение любых материалов экстремистской и террористической направленности, законом


запрещено публиковать:

  • 1) материалы, призывающие к массовым беспорядкам;
  • 2) данные о способах изготовления и использования наркотиков и психотропных веществ, а также о том, как выращивать и где искать наркотические растения;
  • 3) материалы с детской порнографией;
  • 4) материалы, которые могут привести к суициду.

Как понять, что новый знакомый в социальных сетях вовсе не тот, за кого себя выдает?

  • Он/она пытается собрать как можно больше вашей личной информации. Знание вашего мировоззрения, образа жизни, личных связей позволяет вербовщику составить ваш психологический портрет и продумать тактику вербовки.

  • Он/она часто намекает на то, что у него есть универсальный способ решения всех ваших проблем. Фразы наподобие «я хочу тебе помочь» или «ты не представляешь, как тебе нужна помощь» должны насторожить вас!

  • Вербовщик постарается изменить вашу привычную жизнь. Порвать с кругом старых друзей, отдалиться от родственников. Его/её главная задача – заставить вас усомниться в своем мировоззрении и всем, что связывало вас с прежней жизнью.

  • Вербовщик будет снабжать вас видео, аудио или печатными материалами, говоря, что они перевернут ваше представление о мире. Его/её задача – вывести вас из эмоционального равновесия и попытаться склонить на свою сторону.

  • Завершающий этап вербовки – предложение выполнить какое-либо задание. Соглашаясь даже на незначительную услугу, жертва связывает себя обязательствами, нарушить которые часто оказывается не в силах. Будьте осторожны! Не раскрывайте слишком много личных данных в социальных сетях! Перепроверяйте полученную информацию! Делитесь своими проблемами только с близкими людьми! Не дайте ввести себя в заблуждение!

Вербовка – это один из основных методов привлечения жертв для пропаганды своих идей. Онлайн-игры используют для вербовки пользователей в экстремистскую и террористическую деятельность.

Примерами таких игр являются онлайновые сетевые игры, такие как «Большая Игра. Сломай систему», «Сокол. Мир после расовой войны», которые в настоящее время признан экстремистским ресурсом и закрыт. Эти игры сочетали в себе виртуальные и реальные действия игроков, причем для каждого уровня предполагается выполнение заданий разной категории сложности. Выполняя эти задания в реальной жизни, каждый игрок по мере составления отчетов повышает свой игровой уровень. С достижением нового уровня возрастают сложность и опасность задания в реальной жизни. Эти игры ориентированы прежде всего на молодежную аудиторию, где часто игроки теряют грань между реальной (внесетевой, офлайн) и виртуальной, (внутрисетевой, онлайн) жизнью. В итоге насилие для игроков превращается в единственный способ решения жизненных вопросов.

Наиболее важные правила поведения:

  • Научитесь «отфильтровывать» и игнорировать провокационные дискуссии.

  • Внимательно относиться к публичным высказываниям, касающихся какой-то большой группы людей, которую можно описать в терминах национальности, гражданства, религии, языка и так далее.

  • Публикуйте и репостите на своей странице информацию, истинность которой не вызывает никаких сомнений. Весьма значительную долю публикаций в социальных сетях составляют репосты. Будет оцениваться именно ваше высказывание, то есть не сам скопированный текст (картинку или видео), а вашу публикацию как целое.

  • Игнорировать материалы, где имеет место высказывания об оправдании экстремизма и терроризма, утверждении правильности и желательности терактов как метода действия.

  • Игнорировать материалы, содержащие высказывания для оскорбления религиозных чувств верующих.

  • Не открывать, скачивать распространенные в Интернете экстремистские материалы (книга, видеоролик, страница или сайт в интернете, песня и т.д.)..

  • Избегайте распространения материалов уже запрещенных организаций (см. выше), если только вы не уверены, что именно этот материал не запрещен. Если вам самому кажется, что этот материал какой-то «явно экстремистский», воздержитесь от републикации.

Просмотреть видеоролик «ОСТОРОЖНО: так вербуют в социальных сетях!»

Рассмотрим ситуацию из жизни Марата.

Марату 16 лет, он любит играть в компьютерные игры. Однажды в социальных сетях ему отправили ссылку на онлайн-игру. В игре можно было не только сражаться с монстрами, но и общаться с другими игроками, организовывать команды для штурма вражеских замков. После прохождения первого уровня игры ему пришло сообщение о необходимости выполнения следующего задания: подобрать 40 E-mail-адресов и из Интернет-кафе или другим анонимным способом отправить на подобранные адреса фотографии оружий. Задание считается выполненным, если имеется доказательство его выполнения. Указано, что нужно использовать почтовые сервисы в зоне com.

Загрузить Adobe Flash Player

Как ему быть, продолжать игру или нет?

Ему надо срочно прекратить игру, очистить список своих контактов от случайных «друзей». Правильно поступили его друзья, прекратив игру, они должны были рассказать ему о вреде компьютерных игр.