Изучив находящиеся в открытом доступе (СМИ, соцсетях) материалы по факту ареста Жоробекова А. за разжигание межрегиональной вражды, ОФ «Гражданская инициатива интернет политики» отмечает, что применение столь жестких мер в виде уголовного преследования и содержания под стражей неприемлемо с точки зрения права и общественной морали.
Указанный факт публично свидетельствует о недопустимом усилении со стороны спецслужб страны контроля за коммуникациями граждан в Интернете.
Жоробекову фактически вменяются в вину действия других лиц, оставивших свои комментарии (высказавших свое мнение) под публикацией. При том, что эти комментарии выражают собственные мысли и умозаключения, которые не имеют смысловой связи с публикацией Жоробекова. Получается, что к ответственности привлекают владельца «забора», на котором написана нецензурная брань и провокационные высказывания, вместо поимки лиц, совершивших противоправные деяния.
Законодательство Кыргызской Республики не содержит и не может содержать, в силу международных норм, обязательств пользователей по ограничению распространения информации в Интернете, так называемой «премодерации» контента, распространяемого в сети Интернет. Пользователи социальных сетей, администраторы/модераторы страниц в соцсетях не обязаны предварительно проверять достоверность информации и/или удалять недостоверную или провокационную информацию. Владелец сайта/страницы не может и не должен по сути нести ответственность за содержание комментариев, которые оставлены на его сайте/странице посторонними пользователями, за материалы, размещаемые его читателями в комментариях.
Отсутствие таких обязательств является правомерным и оправданным с технической точки зрения (с точки зрения технических аспектов работы Интернета и социальных сетей), поскольку в ином случае — это путь для провокации и умышленной недобросовестной конкуренции, когда любое лицо может зайти на неугодный сайт/страницу для оставления незаконной информации, фиксация которой может привести к неблагоприятным последствиям для его владельца.
Технически существует возможность намеренно направить «заказных» «комментаторов», чтобы неугодного владельца/администратора страницы (кому угодно — конкуренту, недоброжелателю или власти) подвести под уголовную статью. Созданный опасный прецедент фактически открывает огромный шлюз для недобросовестной конкуренции и давления на любой информационный ресурс и на любого пользователя сети; применения инструментов цензуры.
Это опасная тенденция, учитывая неоднократно и публично озвучиваемую различными ресурсами (Клооп, Кактус медиа, Фактчек) информацию, что различные силы Кыргызстана часто прибегают к услугам троллей и фейковых-аккаунтов; интересы отдельных лиц защищают целые армии ботов и троллей, чтобы сформировать желаемую повестку в социальных сетях. Эти факты свидетельствуют о том, что фейковая армия действительно влияет на формирование общественной повестки. Есть масса примеров того, как фабрики троллей влияли на исход событий. Наиболее известный пример — это влияние «троллей» на исход президентских выборов в США в 2016 году[1].
Блогеры, администраторы, владельцы страниц в любой социальной сети не являются журналистами. В силу этого противоправно и крайне не обоснованно применять к ним обязанности журналистов, указанные в законодательстве Кыргызской Республики о профессиональной деятельности журналистов и СМИ, например, проверять достоверность информации, или обращаться к специалистам для проверки сведений, подготовленных к публикации, не заниматься распространением слухов под видом достоверных сообщений, и соответственно осуществлять постоянную самостоятельную модерацию и редактуру комментариев других пользователей, оставленных на сайте/странице.
Подчеркиваем, что любой гражданин Кыргызской Республики (не только блогер, администратор паблика) должны соблюдать требования законодательства Кыргызской Республики и не осуществлять противозаконные действия. Вместе с тем, владелец сайта/страницы должен нести ответственность за содержание собственной информации, размещенной по своей воле, а не за содержание всех комментариев, которые оставлены на его сайте/странице посторонними пользователями. Указанный инструмент может быть использован для провокации.
Более опасной выглядит логика следствия, если Жоробекову в вину вменяется изложение в своем высказывании на странице в соцсети «ложных и провокационных сведений о том, что глава государства якобы является соучастником коррупционного преступления», т.е. за критику действующей власти.
В статье 313 «Возбуждение расовой, этнической, национальной, религиозной или межрегиональной вражды (розни)» не говорится о том, что нельзя дискредитировать или критиковать власть. Такой статьи (за критику действующей власти), влекущей уголовную ответственность, в нашем законодательстве также нет.
Такая интерпретация следственными органами указанного факта публикации, прямо нарушает Конституцию Кыргызской Республики и Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, которые в силу части 3 статьи 6 Конституции Кыргызской Республики являются составной частью правовой системы Кыргызской Республики.
Так, в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики и с общепризнанными принципами и нормами международного права, каждый имеет право на свободу мысли и мнения, на свободу выражения своего мнения, свободу слова и печати, свободно искать, получать, хранить, использовать информацию и распространять ее устно, письменно или иным способом (части 1, 2, 3 статьи 31, часть 1 статьи 33). В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 20 Конституции Кыргызской Республики свобода мысли и мнения не подлежит ограничению.
Всеобщей декларацией прав человека устанавливается, что каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает в свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ (статья 19).
Международным пактом о гражданских и политических правах признается, что каждый человек имеет право свободно искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения или иными способами по своему выбору (статья 19 МГПП).
Фактически, противоправной (де-юре) может быть признана любая информация, в том числе и о, например, репутации публичных государственных деятелей (в т.ч. о незадекларированных доходах, незаконной деятельности), которая размещается гражданами в рамках проведения общественного контроля, если такая информация не подтверждается решением суда, вступившим в законную силу. Но в силу Конституции и международных норм, свобода мысли и мнений является неотъемлемым правом граждан, не подлежащим ограничению.
Таким образом, попытка в уголовно-правовом порядке ограничения свободы выражения мнения гражданином Кыргызской Республики на своей странице в соцсети прямо противоречат указанным фундаментальным положениям нормативных правовых актов – Конституции Кыргызской Республики, которая имеет высшую юридическую силу и прямое действие в Кыргызской Республике, а также общепризнанным принципам и нормам международного права, являющихся составной частью правовой системы Кыргызской Республики.
С учетом изложенного, полагаем действия правоохранительных органов по привлечению к уголовной ответственности гражданского активиста по сути являются инструментом цензуры, запугивания граждан, и сами ведут к нагнетанию и накалу протестного настроения, вызывают раскол в обществе.
____________________________________
ГКНБ сообщил о факте задержания и водворения в СИЗО ГКНБ до 24 января 2020 года администратора публичной страницы в социальной сети Фейсбук (фейсбук-паблика) «Беспредел.kg» Жоробекова А.
По версии следствия, озвученной в СМИ, администратору вменяется разжигание межрегиональной вражды путем распространения «среди пользователей соцсетей публикаций, содержащих в себе заведомо ложные и провокационные сведения, дискредитирующие действующую власть и призывал к неподчинению и организации массовых актов протеста, который разделили пользователей на противоборствующие группы, вызвали обоюдные оскорбительные комментарии, что в итоге привело к возбуждению у людей чувства ненависти друг к другу в виде разжигания межрегиональной розни».
В качестве доказательств ГКНБ представил 8 скринов со страницы «Беспредел.kg», среди которых фото Курманбека Бакиева и Жаныша Бакиева. Еще 4 скрина — это комментарии неизвестных других людей под постами на странице «Беспредел.kg». В скриншотах видно, что комментарии, оскорбляющие представителей одного из регионов Кыргызстана и этнической группы, проживающей в КР, а также критику в адрес действующей власти написали подписчики/пользователи страницы БеспределKG, т.е. другие лица, а не привлекаемый к уголовной ответственности Жоробеков А.
Также в соцсетях опубликовано постановление суда о производстве обыска по месту жительства Жоробекова. В постановлении суда указано, что Жоробеков «выложил статью, в которой автор умышленно и в прямой форме изложил ложные и провокационные сведения о том, что глава государства якобы является соучастником коррупционного преступления; он же в умелой форме организовал искусственное деление КР на юг и север.»
В результате Жоробекову грозит от 7 лет 6 месяцев до 10 лет лишения свободы по ст. 313 УК — «Возбуждение расовой, этнической, национальной, религиозной или межрегиональной вражды (розни)» за (по версии следствия) «Действия, направленные на возбуждение расовой, этнической, национальной, религиозной или межрегиональной вражды (розни), унижение национального достоинства, а равно пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности, совершенные публично или с использованием средств массовой информации, а также посредством сети Интернет».
[1]https://kaktus.media/doc/401754_o_rabote_trolley_i_botov_podderjivaushih_matraimova_posle_rassledovaniia_o_700_mln.html
21-22 июня в Ташкенте состоялся VIII Центрально-Азиатский форум по управлению интернетом (CAIGF), посвященный теме "ЦИФРОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: Инновации, Безопасность и Развитие". Форум
21-22 июня 2024 года столица Узбекистана станет площадкой для обсуждения ключевых вопросов цифрового развития региона на 8-ом Центрально-Азиатском Форуме по Управлению Интернетом (CAIGF 2024).
29 января 2024 года состоится Privacy Day 2024 - международная конференция, посвященная вопросам приватности, защите персональных данных и достижению баланса между доступом к информации и соблюдением