ОФ ГИИП разработал рекомендации для медиа по освещению COVID-19

12.06.2020

Рекомендации для медиа по освещению COVID-19

“Слова имеют значение: Когда речь идет о коронавирусной болезни, определенные слова и язык могут иметь негативное значение для людей и подпитывать стигматизирующие настроения.” [1]

Всемирная Организация Здравоохранения

 

Пандемия коронавируса уже cталa главной темой и проблемой в мире. Несмотря на усилия Всемирной Организации Здравоохранения, других международных организаций, правительств многих стран, национальных систем здравоохранения и медицинского персонала, распространение вируса „COVID-19” достигает беспрецедентных масштабов. В связи с чем во многих странах было объявлено чрезвычайное положение. СМИ также работают в чрезвычайных условиях.

Вопросы обработки и защиты личных данных стали особенно важными, так как статистические данные о смертности, распространении вируса, карантине и самоизоляции, которые мы ежедневно получаем из средств массовой информации, являются результатом обработки персональных данных.

Следует отметить, что статистические или анонимные данные, в случае, если невозможно по ним идентифицировать конкретных лиц, больше не являются персональными данными, и, следовательно, к обработке таких данных никакие ограничения не применяются.

С одной стороны, в процессе борьбы с вирусом мы признаем необходимость обработки персональных данных, а с другой стороны, нас беспокоят конфиденциальность и защита личных данных, особенно когда речь идет о сенситивных медицинских данных. Параллельно с мерами, вводимыми государственными ведомствами в отношении ограничения частной жизни и безграничного доступа к персональным данным, к сожалению, подробные данные о пациентах часто публикуются в СМИ и в социальных сетях.

Например, 27-летняя жительница Петропавловска (Республика Казахстан), у которой был выявлен коронавирус, обратилась с заявлением в полицию[2]. Она пожаловалась на распространение неизвестными лицами в мессенджерах ее персональных данных. После чего в социальных сетях девушка подверглась нападкам со стороны горожан.

В условиях чрезвычайной ситуации соблюдение законов и принятых стандартов средствами массовой информации становится еще более важной задачей, поскольку последствия дезинформации и незаконного распространения информации могут быть гораздо более плачевными для нашего общества, чем ущерб, нанесенный самим вирусом.

Так, кыргызстанка, будучи женой сотрудника правоохранительных органов, после того, как он показал ей списки с персональными данными зараженных COVID-19, полученные правоохранителем для служебных целей, распространила их в социальных сетях[3]. Это стало поводом для стигматизации людей, издевательств и нападений на членов их семей в социальных сетях. Помимо этого, подобные действия могут повлечь за собой риски прямых угроз, насилия, выселения, либо уничтожения имущества.

В условиях COVID-19 СМИ и журналисты играют жизненно важную роль. Они обязаны распространять точную и надежную информацию, представляющую общественный интерес в соответствии с этическими нормами журналистики. Но СМИ часто не знают, какие персональные данные допустимо раскрывать, как обращаться с полученной информацией, нужно ли согласие субъекта, на что имеет право государство в таких чрезвычайных обстоятельствах.

Цель этих рекомендаций — помочь СМИ принять правильное решение и защитить законодательство в сфере информации персонального характера при освещении событий, связанных с пандемией. Рекомендации основаны на требованиях законодательства Кыргызской Республики, международных стандартах и ​​передовой практике и включают в себя принципы защиты данных.

 

Правовые основания осуществления работы с “обычными” персональными данными

 

Согласно Конституции КР, каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, на защиту чести и достоинства, и в соответствии с законом КР «Об информации персонального характера» (далее – закон об ИПХ) не допускается сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации, информации о частной жизни человека без его согласия, кроме случаев, установленных законом.

В контексте пандемии, согласно норм закона об ИПХ, СМИ могут осуществлять работу с персональными данными, когда:

  • субъект персональных данных дал свое согласие;
  • обработка персональных данных осуществляется исключительно в целях журналистики при условии, что такие действия будут согласовываться с субъектом персональных данных с соблюдением права на неприкосновенность частной жизни и свободу слова.

В соответствии с законом об ИПХ, согласие является важным элементом. Субъект персональных данных самостоятельно решает вопрос о предоставлении кому-либо любых своих персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, осознанно и в форме, позволяющей подтвердить факт его получения, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Согласие субъекта должно быть выражено в письменной форме на бумажном носителе либо в форме электронного документа, подписанного в соответствии с законодательством Кыргызской Республики электронной подписью.

Журналисты должны проявлять крайнюю осторожность в ситуациях, которые могут привести к нарушению прав человека. Согласно международным и европейским стандартам, как правило, публикация, касающаяся сугубо частных вопросов, нарушает право на уважение частной жизни, если только согласие заинтересованного лица не получено или такая публикация не рассматривается в общественных интересах. Таким образом, решения о том, что считается частным делом и что вошло в публичную сферу, должны приниматься самими журналистами в каждом конкретном случае. Чем более интимнее аспект раскрываемой частной жизни, тем серьезнее должно быть оправдание.[4]

Журналисты, могут публиковать обычную персональную информацию, когда она служит большей ценностью и используется для обсуждения вопроса в общественных интересах.

Области, которые считаются представляющими общественный интерес, включают в себя, но не ограничиваются: защиту общественного здоровья, безопасность окружающей среды, преступность, политические и социально-экономические темы.

Решение о том, публиковать ли личную информацию о публичном или частном лице, всегда будет зависеть от обстоятельств дела.

Например, при освещении соблюдения режима карантина нет необходимости
обнародовать изображения в идентифицированном виде или раскрывать личности тех лиц, которые уже задержаны соответствующими органами. Но если лица разыскиваются правоохранительными органами и их свободное передвижение представляет угрозу для общества, в этом случае уже возможно раскрыть их личности
.

 

 

Публичные лица, то есть общественные деятели в области политики, экономики, искусства, социальной сфере, спорте или в любой иной области, осуществляя свою общественную деятельность, находятся под пристальным вниманием общественности. Зачастую они сами распространяют или дают согласие журналистам или соответствующим органам на распространение личной информации о себе. Так, в условиях пандемии по всему миру несколько знаменитостей заявили о своем заражении COVID-19. Таким образом, существует мнение, что публичные люди должны ожидать более низкую степень защиты их частной жизни и мириться с большим объемом вмешательства в их частную жизнь, в отличие от обычных граждан, по отношению к которым журналисты должны быть более осторожными и раскрывать их личные данные только в том случае, если есть согласие этих лиц, либо раскрытие личной информации о них является необходимой и соразмерной мерой в соответствии с законодательством.

Например, журналисты могут освещать историю поездок политиков, тот же подход не будет адекватным и пропорциональным при освещении истории поездок непубличных лиц без их согласия. 

Правовые основания осуществления работы с “чувствительными” персональными данными

 

Данные о состоянии здоровья отнесены к особо чувствительной категории персональной информации. Как правило, сбор, накопление, хранение и использование персональных данных, касающихся состояния здоровья, не допускаются. Исключения из этого правила допускаются только в случаях, когда субъект персональных данных дал свое согласие или обработка необходима для защиты здоровья и безопасности субъекта данных, иного лица или соответствующей группы лиц и получение согласия субъекта персональных данных невозможно.

Журналисты должны уделять особое внимание защите медицинской информации, поскольку она имеет фундаментальное значение для осуществления человеком его права на уважение частной жизни. В противном случае воздействие может быть настолько негативным, что лицам, нуждающимся в медицинской помощи, может быть трудно раскрыть такую ​​информацию для получения соответствующего лечения.

В СМИ Кыргызстана распространилась информация о том, что депутат Жогорку Кенеша КР выступила с инициативой об опубликовании имен, фамилий и адресов всех зараженных короновирусом[5]. Целью таких мер парламентарий увидела в том, что если открыть их личные данные, то соседи, люди, которые контактировали с заболевшими, самостоятельно примут меры для сдачи анализов на короновирус. Данная инициатива противоречит требованиям законодательства в сфере персональных данных, а в случае её реализации – это стало бы угрозой для безопасности больных.

СМИ должны осуществлять обезличивание используемых ими данных, придавая им форму анонимных сведений. При этом режим конфиденциальности, установленный для персональных данных, снимается. Обезличивание должно исключать возможность идентификации субъекта персональных данных.

 

Состояние здоровья простых граждан не должно раскрываться без их согласия.  При отсутствии согласия журналисты могут указывать пол, возраст, регион, но только когда исключена возможность идентификации конкретного человека.

 

ПРИНЦИПЫ ЗАЩИТЫ ДАННЫХ

 

Наряду с существованием правового основания для обработки данных, средства массовой информации должны учитывать следующие принципы[6] обработки данных:

— данные должны обрабатываться надлежащим образом и законно, без ущерба для ценности субъекта данных;

— данные могут обрабатываться только для конкретных, четко определенных и законных целей. Дальнейшая обработка данных в целях, несовместимых с первоначальной целью, недопустима. Данные могут быть обработаны только в той степени, которая необходима для достижения соответствующей законной цели. Данные должны быть адекватными и пропорциональными цели, для которой они обрабатываются;

— данные должны быть действительными, точными и в случае необходимости обновляться. Данные, собранные без законного основания и не имеющие отношения к цели обработки, должны быть заблокированы, удалены или уничтожены;

— данные могут храниться только в течение периода, необходимого для достижения цели обработки данных. После достижения цели они должны быть заблокированы, удалены или уничтожены, либо сохранены в форме, исключающей идентификацию личности, иным образом, установленным законом.

Все принципы защиты данных должны рассматриваться одновременно.

Кроме этого, для предотвращения таких рисков, как случайный или несанкционированный доступ к персональным данным, должны быть приняты надлежащие меры безопасности с учетом последних технологических достижений, чувствительного характера данных, связанных со здоровьем.[7]

 

[1] https://www.who.int/docs/default-source/coronaviruse/covid19-stigma-guide.pdf

[2] https://liter.kz/zarazhennaya-koronavirusom-zhitelnicza/

[3] https://kloop.kg/blog/2020/05/22/delo-zakryto-za-rasprostranenie-dannyh-zarazhennyh-covid-19-militsioneru-obyavili-vygovor/

[4] https://rm.coe.int/guidelines-on-safeguarding-privacy-in-the-media-additions-after-adopti/16808d05a0

 

[5]https://kaktus.media/doc/409745_mahabat_mavlianova_predlagaet_soobshat_imia_i_adres_zarajennyh_koronavirysom.html

[6] https://www.coe.int/en/web/conventions/full-list/-/conventions/treaty/108

[7] https://search.coe.int/cm/Pages/result_details.aspx?ObjectId=090000168093b26e

Читать далее:

ОФ «ГИИП» разработал рекомендации по защите персональных данных избирателей для политических партий, наблюдателей и иных лиц

24.08.2020

Общественный фонд "Гражданская инициатива интернет политики" разработал рекомендации по защите персональных данных избирателей для политических партий, наблюдателей и иных лиц, привлекаемых

Читать далее

Серия онлайн курсов по повышению квалификации государственных служащих

24.08.2020

ОФ «Гражданская инициатива интернет политики» совместно с Государственной кадровой службы Кыргызской Республики запускают серию учебных онлайн курсов по повышению квалификации государственных

Читать далее

Обращение Президенту КР от имени профессионального ИТ-сообщества о Законе «О манипулировании информацией»

02.07.2020

От имени профессионального ИТ-сообщества, телеком-бизнеса и экспертов в сфере цифровых технологий в лице Кыргызской Ассоциации разработчиков программного обеспечения и услуг, объединения юридических

Читать далее