О НЕЭФФЕКТИВНОСТИ БЛОКИРОВОК КОНТЕНТА В ИНТЕРНЕТЕ

04.03.2020

Общественный фонд «Гражданская инициатива интернет политики» подготовил обозревательную статью на тему неэффективности блокировок контента в интернете.

 

Существующая политическая культура (которая всегда является рефлексией прошлого опыта) часто подсказывает политическим лидерам решения, которые были эффективными в прошлой модели общественных отношений – когда информацию можно было контролировать, ограничивать ее распространение, единолично формировать контекст для восприятия.

Возможно поэтому в органах государственной власти с определенной периодичностью продолжаются попытки установления определенного государственного контроля над информационной средой и Интернетом – как основной средой распространения контента.

Но сегодня старые подходы контроля над информацией не работают. Сегодня у государства нет монополии на формирование повестки дня, она также формируется гражданским обществом, СМИ и другими субъектами – фактически всеми, у кого есть мобильный телефон и страница в социальных медиа.

Создание какого-либо правительственного агентства с функциями «мониторинга интернет-контента и действий пользователей» не является эффективной практикой и повлечет за собой многомиллиардные расходы из государственного бюджета не только на поддержание штата сотрудников, но и на приобретение необходимых технических и программных средств. Такой мониторинг всего Интернета невозможно делать вручную и в 21 веке никто так и не делает.

Например, по информации из открытых источников (сайт госсзакупок Российской Федерации), аппаратно-программный комплекс «Фоб», который предназначен для автоматизации процесса проведения комплексных исследований по материалам экстремистской направленности в интернете, стоит от 578 450 рублей. 18 декабря 2018 стало известно, что Роскомнадзор планирует потратить около 20 млрд руб на новую технологию – DPI (deep packet inspection) для борьбы с запрещёнными сайтами и сервисами. Потом сумма увеличивалась и доросла до 60 млрд руб. Реальные же цифры расходов на это несколько иные: по оценке российских экспертов — рабочей группы «Связь и IT» при Правительстве Российской Федерации —  такое оборудование может обойтись российскому бюджету в 134 млрд руб.

Как видно это довольно значительные расходы для государственного бюджета, не считая расходов на содержание штата сотрудников такого департамента.

Скорее всего, просто «мониторингом интернет-пространства» и наблюдением «за действиями пользователей» такое правительственное ведомство вряд ли ограничиться, речь все равно сведется к блокировкам контента.

Но практика избирательных внесудебных блокировок конвента в интернете будет противоречить действующему законодательству, в котором четко сформулированы критерии и механизмы признания контента противоправным и ограничения к нему доступа на основании решения суда.

На сегодняшний день Кыргызская Республика – единственная страна в Центральной Азии, в которой ограничение на распространение конвента в сети возможно только на основании решения суда (Глава 25-1 Гражданского процессуального кодекса Кыргызской Республики: «Производство по заявлениям о признании экстремистскими или террористическими информационных материалов, которые призывают к осуществлению такой деятельности либо обосновывают или оправдывают необходимость ее осуществления», которая позволяет в 3 или 5-дневный срок ограничить доступ к протравному контенту), что соответствует лучшей европейской и общемировой практике.

При этом, все равно любые блокировки – это не эффективный инструмент борьбы с протравным контентом. Они не работают в ситуации с социальными сетями – невозможно заблокировать отдельную страницу пользователя в сети Instagram или Facebook, или Одноклассники, в этом случае придется блокировать ВСЮ социальную сеть. Но разве это приемлемая мера: сделать недоступной платформу, в которой размещены аккаунты кыргызстанских политиков, магазинов, бизнеса и других законопослушных граждан из-за одного или нескольких противоправных пользователей?

Блокировки не работают в ситуации с зарубежным контентом и в условия шифрованного трафика – так называемых HTTPS сетей. Протокол HTTPS обеспечивает связь между браузерами и веб-сайтами, зашифровывая данные и не позволяя интернет-провайдерам и госорганам читать или изменять их. Также блокировки не работает с сетями доставки контента (CDN). По оценкам экспертов более 50 % в сети Интернет сегодня составляют трафик по протоколу HTTPS и в ближайшие 1-2 года весь трафик в сети будет шифрованным.

Как правило, отсутствует возможность фокусной блокировки: Зачастую требуется блокировка IP-адресов, технически размещенные на ресурсах крупных компаний, предоставляющих различные популярные сервисы (например, в случае блокировки youtube —  есть вероятность получить неработоспособность Google Mail, Google Drive и т.п. сервисов компании GOOGLE, имеющих одинаковые IP-адреса для всего контента).

Блокировки причиняют побочный ущерб и чреваты значительными социальными, экономическими и политическими издержками. Финансовые затраты могут исчисляться миллионами долларов за каждый день подобной блокировки.

Например, специалисты Deloitte подсчитали, что государство со средним уровнем проникновения интернета может потерять не менее 1,9% своего ежедневного ВВП за каждый день отключения интернета. Для стран с уровнем проникновения интернета ниже среднего такие потери составляют около 1% от ежедневного ВВП, а для стран низким уровнем – порядка 0,4% — до 500 тыс. долларов США в день. Блокировки наносят ущерб бизнесу, препятствуют инвестициям и замедляют экономический рост.

Добиваясь блокировки Telegram, Роскомнадзор пытался заблокировать около 20 миллионов сетевых адресов, устроив так называемый «IP-геноцид». В результате под удар попали крупнейшие провайдеры облачных услуг, включая Google, Amazon, Microsoft. Недоступными оказались почти полмиллиона доменных имён в зонах .ru, .su и рф. Проблемы с доступом испытывали десятки российских медиа, онлайн-сервисы по бронированию авиабилетов, системы SmartTV, фитнес-трекеры, интернет-магазины, многие популярные онлайн-игры, сервисы безналичной оплаты и сайты, использующие reCAPTCHA от Google.

Блокировки легко обходятся, не препятствуют распространению слухов, а зачастую наоборот — способствуют этому. Многие люди обходят ограничения, используя VPN. В сети огромное количество «инструкций» по обходу блокировок, такие решения уже стали привычными в обиходе пользователей. Пока существует хотя бы один незаблокированный IP адрес, есть возможность развернуть OpenVpn, направив туда весь трафик.

Ну и кроме того: несложно создать на замену заблокированным программам и сайтам новые (как это происходит, например, с порнографическими сайтами). Это будет бесконечная гонка, игра в прятки, в которую будет ввязан государственный орган.

В результате, блокировки создают «иллюзию» работы правоохранительных органов, поскольку противоправный контент все равно остаётся в сети. А иногда уходи в так называемый «глубокий» не индексированный web, где его практически не возможно выявить и бороться с его распространителями.

Особенно важно иметь полноценный доступ к Интернету в условиях реализации концепции «Цифровой Кыргызстан», в ом числе доя преодоления цифрового разрыва между центром и регионами, «включения» жителей отделенных регионов в цифровую трансформацию. Реализация Концепции в полной мере (например, он-лайн образование на Ютюб, получение услуг и т.п.) зависит от наличия полноценного доступа к Интернету.

Поэтому лучше не блокировать, а принимать меры к удалению противоправного контента вообще из сети, то есть договариваться с ресурсами –держателями контента (Ютюб, Фейсбук, одноклассники и т.п.) о его удалении вообще. На это требуется как минимум наличие судебного решения и обращения соответствующих (правоохранительных) органов.

Все крупные держатели контента (YouTube, facebook, и др.) – имеют правила/внутренние политики по удалению противоправного контента (сцены убийств, детская порнография…). Есть открытые интерфейсы или возможность обращения для удаления такого контента.

В данном случае не требует применения специальных технических средств, но достигается цель, преследуемая государством – прекращение распространения такого противоправного контента для наших пользователей. Контент удаляется без возможности доступа.

 

Проблемы борьбы с «фейковыми» новостями сегодня обсуждаются во всем мире, особенно в связи с ростом новых технологий, возможностями применения искусственного интеллекта и т.п. Эксперты прогнозируют, что высокотехнологичный способ «вкладывать слова в чьи-то уста» станет самым современным оружием в условиях информационных войн.

Но никто из экспертов не предлагает при этом мониторить весь интернет и действия пользователей и блокировать ресурсы. Все-таки для цифрового развития преимуществ и возможностей, предоставляемых новыми технологиями и Интернетом гораздо больше, чем вреда.

Многие эксперты сходятся во мнении, что особое внимание следует уделять новым навыкам пользователей сети, таким как проверка информации (верификация, факт-чекинг), прозрачность, повышение информационной/медийной грамотности.

Один из лучших способов остановить распространение дезинформации — это обучать аудиторию, чтобы она могла критически оценивать информацию, которую видит в социальных сетях.

Это многостороння работа, с участием всех заинтересованных сторон.

Журналистам необходимо принимать превентивные меры, чтобы не стать жертвами фейков или дезинформации. Необходимо проверять практически любой контент, полученный онлайн, если он будет использован в материале. Существуют много методов проверки подлинности контента. Это и обратный поиск изображения, и инструменты геолокации, а также традиционные методы журналистского расследования — все это необходимо при проверке информации. Все более популярными становятся технологии верификации, основанные на помощи пользователей-добровольцев, сотрудничество с другими журналистами и волонтерами для проверки контента.

Кроме того, важна работа в этом направлении и самих госорганов. Это и превентивное распространение информации, и своевременное реагирование на «фейки».

Распоряжением Правительства Кыргызской Республики от 9 июля 2015 года № 317-р была утверждена Инструкцию о порядке и механизмах координации и межведомственного взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления по информированию населения в период чрезвычайных и кризисных ситуаций.

Инструкция служит основой для единого, скоординированного и согласованного взаимодействия между министерствами, административными ведомствами, местными государственными администрациями, органами местного самоуправления по информированию населения о прогнозируемых и произошедших чрезвычайных и кризисных ситуациях, в том числе через средства массовой информации, вызвавших или могущих вызвать широкий общественный резонанс, ходе их ликвидации и принимаемых мерах

В Инструкции указаны способы информирования, время представления информации для избежание эскалации слухов, порядок координации госорганов между собой.

Полагаем, что ее надлежащее исполнение также является способов противодействия слухам и фейкам.

Читать далее:

Зачем в Кыргызстану нужен Цифровой кодекс?

14.11.2022

Цифровой кодекс необходим для защиты прав человека, сообщила ведущий партнер международного консорциума по разработке цифрового законодательства, директор общественного фонда "Гражданская инициатива

Читать далее

Обзор показателей уровня развития цифровизации Кыргызстана: анализ позиций в мировых рейтингах

10.11.2022

Сотовой связью обеспечено 99% территории Кыргызстана, а также мы стоим на 96 месте из 142 стран по скорости мобильного интернета по мировому рейтингу, об этом сообщает в своем обзоре Общественный

Читать далее

В Бишкеке прошел круглый стол, посвященный вопросам цифровой идентификации

27.10.2022

26 октября 2022 года Министерство цифровизации Кыргызстана совместно с Международным консорциумом по разработке цифрового законодательства в рамках Проекта «Digital CASA- Кыргызская Республика»

Читать далее