Юридическое заключение ОФ ГИИП по факту ареста Жоробекова А.

02.12.2019

 

Изучив находящиеся в открытом доступе (СМИ, соцсетях) материалы по факту ареста Жоробекова А. за разжигание межрегиональной вражды, ОФ «Гражданская инициатива интернет политики» отмечает, что применение столь жестких мер в виде уголовного преследования и содержания под стражей неприемлемо с точки зрения права и общественной морали.   

 

Указанный факт публично свидетельствует о недопустимом усилении со стороны спецслужб страны контроля за коммуникациями граждан в Интернете.

Жоробекову фактически вменяются в вину действия других лиц, оставивших свои комментарии (высказавших свое мнение) под публикацией. При том, что эти комментарии выражают собственные мысли и умозаключения, которые не имеют смысловой связи с публикацией Жоробекова. Получается, что к ответственности привлекают владельца «забора», на котором написана нецензурная брань и провокационные высказывания, вместо поимки лиц, совершивших противоправные деяния.

Законодательство Кыргызской Республики не содержит и не может содержать, в силу международных норм, обязательств пользователей по ограничению распространения информации в Интернете, так называемой «премодерации» контента, распространяемого в сети Интернет. Пользователи социальных сетей, администраторы/модераторы страниц в соцсетях не обязаны предварительно проверять достоверность информации и/или удалять недостоверную или провокационную информацию. Владелец сайта/страницы не может и не должен по сути нести ответственность за содержание комментариев, которые оставлены на его сайте/странице посторонними пользователями, за материалы, размещаемые его читателями в комментариях.

Отсутствие таких обязательств является правомерным и оправданным с технической точки зрения (с точки зрения технических аспектов работы Интернета и социальных сетей), поскольку в ином случае — это путь для провокации и умышленной недобросовестной конкуренции, когда любое лицо может зайти на неугодный сайт/страницу для оставления незаконной информации, фиксация которой может привести к неблагоприятным последствиям для его владельца.

Технически существует возможность намеренно направить «заказных» «комментаторов», чтобы неугодного владельца/администратора страницы (кому угодно —  конкуренту, недоброжелателю или власти) подвести под уголовную статью. Созданный опасный прецедент фактически открывает огромный шлюз для недобросовестной конкуренции и давления на любой информационный ресурс и на любого пользователя сети; применения инструментов цензуры.

Это опасная тенденция, учитывая неоднократно и публично озвучиваемую различными ресурсами (Клооп, Кактус медиа, Фактчек) информацию, что различные силы Кыргызстана часто прибегают к услугам троллей и фейковых-аккаунтов; интересы отдельных лиц защищают целые армии ботов и троллей, чтобы сформировать желаемую повестку в социальных сетях. Эти факты свидетельствуют о том, что фейковая армия действительно влияет на формирование общественной повестки. Есть масса примеров того, как фабрики троллей влияли на исход событий. Наиболее известный пример — это влияние «троллей» на исход президентских выборов в США в 2016 году[1].

Блогеры, администраторы, владельцы страниц в любой социальной сети не являются журналистами. В силу этого противоправно и крайне не обоснованно применять к ним обязанности журналистов, указанные в законодательстве Кыргызской Республики  о профессиональной деятельности журналистов и СМИ, например, проверять достоверность информации, или обращаться к специалистам для проверки сведений, подготовленных к публикации, не заниматься распространением слухов под видом достоверных сообщений, и соответственно осуществлять постоянную самостоятельную модерацию и редактуру комментариев других пользователей, оставленных на сайте/странице.

Подчеркиваем, что любой гражданин Кыргызской Республики (не только блогер, администратор паблика) должны соблюдать требования законодательства Кыргызской Республики и не осуществлять противозаконные действия. Вместе с тем, владелец сайта/страницы должен нести ответственность за содержание собственной информации, размещенной по своей воле, а не за содержание всех комментариев, которые оставлены на его сайте/странице посторонними пользователями. Указанный инструмент может быть использован для провокации.

 

Более опасной выглядит логика следствия, если Жоробекову в вину вменяется изложение в своем высказывании на странице в соцсети «ложных и провокационных сведений о том, что глава государства якобы является соучастником коррупционного преступления», т.е. за критику действующей власти.

В статье 313 «Возбуждение расовой, этнической, национальной, религиозной или межрегиональной вражды (розни)» не говорится о том, что нельзя дискредитировать или критиковать власть. Такой статьи (за критику действующей власти), влекущей уголовную ответственность, в нашем законодательстве также нет.

Такая интерпретация следственными органами указанного факта публикации, прямо нарушает Конституцию Кыргызской Республики и Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, которые в силу части 3 статьи 6 Конституции Кыргызской Республики являются составной частью правовой системы Кыргызской Республики.

Так, в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики и с общепризнанными принципами и нормами международного права, каждый имеет право на свободу мысли и мнения, на свободу выражения своего мнения, свободу слова и печати, свободно искать, получать, хранить, использовать информацию и распространять ее устно, письменно или иным способом (части 1, 2, 3 статьи 31, часть 1 статьи 33). В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 20 Конституции Кыргызской Республики свобода мысли и мнения не подлежит ограничению.

Всеобщей декларацией прав человека устанавливается, что каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает в свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ (статья 19).

Международным пактом о гражданских и политических правах признается, что каждый человек имеет право свободно искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения или иными способами по своему выбору (статья 19 МГПП).

Фактически, противоправной (де-юре) может быть признана любая информация, в том числе и о, например, репутации публичных государственных деятелей (в т.ч. о незадекларированных доходах, незаконной деятельности), которая размещается гражданами в рамках проведения общественного контроля, если такая информация не подтверждается решением суда, вступившим в законную силу. Но в силу Конституции и международных норм, свобода мысли и мнений является неотъемлемым правом граждан, не подлежащим ограничению.

 

Таким образом, попытка в уголовно-правовом порядке ограничения свободы выражения мнения гражданином Кыргызской Республики на своей странице в соцсети прямо противоречат указанным фундаментальным положениям нормативных правовых актов – Конституции Кыргызской Республики, которая имеет высшую юридическую силу и прямое действие в Кыргызской Республике, а также общепризнанным принципам и нормам международного права, являющихся составной частью правовой системы Кыргызской Республики.

 

С учетом изложенного, полагаем действия правоохранительных органов по привлечению к уголовной ответственности гражданского активиста по сути являются инструментом цензуры, запугивания граждан, и сами ведут к нагнетанию и накалу протестного настроения, вызывают раскол в обществе.

 

____________________________________

ГКНБ сообщил о факте задержания и водворения в СИЗО ГКНБ до 24 января 2020 года администратора публичной страницы в социальной сети Фейсбук (фейсбук-паблика) «Беспредел.kg» Жоробекова А.

По версии следствия, озвученной в СМИ, администратору вменяется разжигание межрегиональной вражды путем распространения «среди пользователей соцсетей публикаций, содержащих в себе заведомо ложные и провокационные сведения, дискредитирующие действующую власть и призывал к неподчинению и организации массовых актов протеста, который разделили пользователей на противоборствующие группы, вызвали обоюдные оскорбительные комментарии, что в итоге привело к возбуждению у людей чувства ненависти друг к другу в виде разжигания межрегиональной розни».

В качестве доказательств ГКНБ представил 8 скринов со страницы «Беспредел.kg», среди которых фото Курманбека Бакиева и Жаныша Бакиева. Еще 4 скрина — это комментарии неизвестных других людей под постами на странице «Беспредел.kg». В скриншотах видно, что комментарии, оскорбляющие представителей одного из регионов Кыргызстана и этнической группы, проживающей в КР, а также критику в адрес действующей власти написали подписчики/пользователи страницы БеспределKG, т.е. другие лица, а не привлекаемый к уголовной ответственности Жоробеков А.

Также в соцсетях опубликовано постановление суда о производстве обыска по месту жительства Жоробекова. В постановлении суда указано, что Жоробеков «выложил статью, в которой автор умышленно и в прямой форме изложил ложные и провокационные сведения о том, что глава государства якобы является соучастником коррупционного преступления; он же в умелой форме организовал искусственное деление КР на юг и север.»

В результате Жоробекову грозит от 7 лет 6 месяцев до 10 лет лишения свободы по ст. 313 УК — «Возбуждение расовой, этнической, национальной, религиозной или межрегиональной вражды (розни)» за (по версии следствия) «Действия, направленные на возбуждение расовой, этнической, национальной, религиозной или межрегиональной вражды (розни), унижение национального достоинства, а равно пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности, совершенные публично или с использованием средств массовой информации, а также посредством сети Интернет».

 

[1]https://kaktus.media/doc/401754_o_rabote_trolley_i_botov_podderjivaushih_matraimova_posle_rassledovaniia_o_700_mln.html

Читать далее:

«Защита персональных данных избирателей» ОФ ГИИП проводит тренинг для ЦИК КР

22.07.2021

23 июля 2021 года Общественный фонд "Гражданская инициатива интернет политики" проводит тренинг на тему "Рекомендации по защите персональных данных избирателей в период подготовки и проведения

Читать далее

ОФ «ГИИП» принял участие на конференции «Основные направления цифровизации в Кыргызстане»

28.12.2020

Сегодня, 28 декабря, директор Общественного фонда "Гражданская инициатива интернет политики" Татту Мамбеталиева приняла участие в работе конференции «Основные направления цифровизации в Кыргызской

Читать далее

ОФ «ГИИП» разработал рекомендации по защите персональных данных избирателей для политических партий, наблюдателей и иных лиц

24.08.2020

Общественный фонд "Гражданская инициатива интернет политики" разработал рекомендации по защите персональных данных избирателей для политических партий, наблюдателей и иных лиц, привлекаемых

Читать далее