Анализ законодательства стран ЦА и правоприменительной практики по противодействию НЭ онлайн.

29.06.2019

Общественный Фонд «Гражданская Инициатива Интернет Политики» подготовил анализ законодательства стран ЦА и правоприменительной практики по противодействию НЭ онлайн.

За последнее десятилетие, радикализации, ведущая к насильственному экстремизму (НЭ), стала предметом серьезной общественной и политической озабоченности в Центральной Азии. От 2000 до 5000 граждан стран Центральной Азии ответили на призывы присоединиться к боевым действиям в Сирии и Афганистане. Большинство из них подверглись радикализации, будучи трудовыми мигрантами в городах России. Несмотря на то, что масштабы проблемы по мировым стандартам незначительны, это явление побудило правительства стран региона принять ответные меры.

Юридические ответные меры, принятые странами Центральной Азии, в значительной степени заимствованы из антитеррористических мер России. В законах нет четких определений экстремизма, и они дают расширенное толкование, что приводит к правовой неопределенности и их репрессивному применению. Они устанавливают правовые санкции для тех, кто создает или распространяет информацию НЭ, а также ограничения на распространение материалов НЭ, в том числе в режиме онлайн. Отсутствие ясности в отношении того, что является и не является экстремизмом, привело к неравномерному и жесткому применению этих законов, с длительными сроками лишения свободы для тех, кто осужден за не более чем «лайк» на экстремистскую публикацию в Facebook.

Также жесткими были меры по блокировке контента НЭ в онлайн в виде ограничения доступа ко всем платформам и полезному веб-контенту с целью подавления материалов НЭ — и все чаще — голосов политического инакомыслия. Тем не менее, контент НЭ из Центральной Азии все еще был доступен в открытых социальных сетях в конце 2018 года, и было найдено около 140 активных аккаунтов от десяти региональных участников НЭ, а некоторые из них продолжают заниматься вербовкой. Несмотря на широкое применение, такие меры реагирования, как судебное преследование и блокировка контента, не могут остановить поток контента НЭ в социальных сетях. Образование и привлечение местного населения из группы риска более перспективны, но они недостаточно широко используются в большинстве стран, где не приветствуется участие гражданского общества в этих вопросах.

Настоящий отчет состоит из трех частей:

В части А изложены определения экстремизма и экстремистского контента в законодательстве государств Центральной Азии, а также описано, как они применялись в рамках уголовного преследования.

В части B представлены результаты анализа контента НЭ в открытых социальных сетях Центральной Азии, блогах и онлайн-форумах с конца 2018 года, подробно описываются участники НЭ, как они

используют социальные сети, а также информационно-идеологические установки, которые они пропагандируют;

В части C рассматривается, как применялись блокировка контента, образование и привлечение сообществ, чтобы противодействовать контенту НЭ онлайн, и оценивается эффективность таких мер.

Настоящий отчет был совместно подготовлен Группой SecDev и Гражданской инициативой интернет политики (ГИИП). Для сбора и анализа данных был применен доказательный, целенаправленный, пропорциональный и этический метод – «Public health approach». Все выводы и заявления основаны на результатах анализа исследовательской группы. Любые ошибки или упущения являются исключительной ответственностью авторов. Данное исследование было проведено в рамках проекта «Содействие стабильности и миру в Центральной Азии посредством повышения медиа грамотности, эффективного освещения и регионального сотрудничества», реализуемого Интерньюс в Кыргызстане и финансируемого Европейским Союзом. Проект направлен на национальные и региональные усилия по предотвращению радикализации в Центральной Азии посредством повышения потенциала журналистов, гражданских активистов и медиа специалистов в производстве высококачественного медиа контента и повышения критического уровня потребления медиа гражданским обществом, лицами, принимающими решения и населением.

Полный обзор можно скачать здесь 

Читать далее:

ОФ «ГИИП» провел анализ законодательства Кыргызской Республики на предмет наличия норм, регулирующих использование аудио, видео фиксации (АВФ) судебных заседаний.

12.10.2021

Общественный фонд «Гражданская инициатива интернет политики» провел анализ законодательства Кыргызской Республики на предмет наличия норм, регулирующих использование аудио, видео фиксации судебных

Читать далее

ОФ «ГИИП» разработал рекомендации по защите персональных данных избирателей для политических партий, наблюдателей и иных лиц

24.08.2020

Общественный фонд "Гражданская инициатива интернет политики" разработал рекомендации по защите персональных данных избирателей для политических партий, наблюдателей и иных лиц, привлекаемых

Читать далее

Обращение Президенту КР от имени профессионального ИТ-сообщества о Законе «О манипулировании информацией»

02.07.2020

От имени профессионального ИТ-сообщества, телеком-бизнеса и экспертов в сфере цифровых технологий в лице Кыргызской Ассоциации разработчиков программного обеспечения и услуг, объединения юридических

Читать далее