Анализ законодательства стран ЦА и правоприменительной практики по противодействию НЭ онлайн.

29.06.2019

Общественный Фонд «Гражданская Инициатива Интернет Политики» подготовил анализ законодательства стран ЦА и правоприменительной практики по противодействию НЭ онлайн.

За последнее десятилетие, радикализации, ведущая к насильственному экстремизму (НЭ), стала предметом серьезной общественной и политической озабоченности в Центральной Азии. От 2000 до 5000 граждан стран Центральной Азии ответили на призывы присоединиться к боевым действиям в Сирии и Афганистане. Большинство из них подверглись радикализации, будучи трудовыми мигрантами в городах России. Несмотря на то, что масштабы проблемы по мировым стандартам незначительны, это явление побудило правительства стран региона принять ответные меры.

Юридические ответные меры, принятые странами Центральной Азии, в значительной степени заимствованы из антитеррористических мер России. В законах нет четких определений экстремизма, и они дают расширенное толкование, что приводит к правовой неопределенности и их репрессивному применению. Они устанавливают правовые санкции для тех, кто создает или распространяет информацию НЭ, а также ограничения на распространение материалов НЭ, в том числе в режиме онлайн. Отсутствие ясности в отношении того, что является и не является экстремизмом, привело к неравномерному и жесткому применению этих законов, с длительными сроками лишения свободы для тех, кто осужден за не более чем «лайк» на экстремистскую публикацию в Facebook.

Также жесткими были меры по блокировке контента НЭ в онлайн в виде ограничения доступа ко всем платформам и полезному веб-контенту с целью подавления материалов НЭ — и все чаще — голосов политического инакомыслия. Тем не менее, контент НЭ из Центральной Азии все еще был доступен в открытых социальных сетях в конце 2018 года, и было найдено около 140 активных аккаунтов от десяти региональных участников НЭ, а некоторые из них продолжают заниматься вербовкой. Несмотря на широкое применение, такие меры реагирования, как судебное преследование и блокировка контента, не могут остановить поток контента НЭ в социальных сетях. Образование и привлечение местного населения из группы риска более перспективны, но они недостаточно широко используются в большинстве стран, где не приветствуется участие гражданского общества в этих вопросах.

Настоящий отчет состоит из трех частей:

В части А изложены определения экстремизма и экстремистского контента в законодательстве государств Центральной Азии, а также описано, как они применялись в рамках уголовного преследования.

В части B представлены результаты анализа контента НЭ в открытых социальных сетях Центральной Азии, блогах и онлайн-форумах с конца 2018 года, подробно описываются участники НЭ, как они

используют социальные сети, а также информационно-идеологические установки, которые они пропагандируют;

В части C рассматривается, как применялись блокировка контента, образование и привлечение сообществ, чтобы противодействовать контенту НЭ онлайн, и оценивается эффективность таких мер.

Настоящий отчет был совместно подготовлен Группой SecDev и Гражданской инициативой интернет политики (ГИИП). Для сбора и анализа данных был применен доказательный, целенаправленный, пропорциональный и этический метод – «Public health approach». Все выводы и заявления основаны на результатах анализа исследовательской группы. Любые ошибки или упущения являются исключительной ответственностью авторов. Данное исследование было проведено в рамках проекта «Содействие стабильности и миру в Центральной Азии посредством повышения медиа грамотности, эффективного освещения и регионального сотрудничества», реализуемого Интерньюс в Кыргызстане и финансируемого Европейским Союзом. Проект направлен на национальные и региональные усилия по предотвращению радикализации в Центральной Азии посредством повышения потенциала журналистов, гражданских активистов и медиа специалистов в производстве высококачественного медиа контента и повышения критического уровня потребления медиа гражданским обществом, лицами, принимающими решения и населением.

Полный обзор можно скачать здесь 

Читать далее:

Обращение представителей бизнес и экспертных НКО Кыргызстана относительно законопроекта «О некоммерческих организациях»

28.01.2020

ОБРАЩЕНИЕ

представителей бизнес и экспертных НКО Кыргызстана 

относительно проекта Закона Кыргызской Республики, предполагающего внесение изменений

в Законы Кыргызской Республики «О

Читать далее

ОФ «ОФ «ГИИП» исследовал кибер-инцидент, связанный с DDOS-атакой на интернет ресурсы в Кыргызской Республике

18.12.2019

Вчера вечером 17.12.2019 года, примерно с 16.00 ч., несколько независимых медиаресурсов (Factcheck.kg, Ecomonist.kg, Kloop.kg, Kaktus.media, sokol.media, vb.kg, knews.kg, Today.kg, politklinika.kg)

Читать далее

Комментарий ОФ «ГИИП» к инициативе Премьер-министра сформировать государственный орган по защите личных данных граждан

11.12.2019

Общественный Фонд «Гражданская инициатива интернет политики» приветствует озвученную 11 декабря 2019 года Премьер-министром Кыргызской Республики М.Абылгазиевым инициативу сформировать до 1 февраля

Читать далее