Общественный Фонд «Гражданская Инициатива Интернет Политики» подготовил анализ законодательства стран ЦА и правоприменительной практики по противодействию НЭ онлайн.
За последнее десятилетие, радикализации, ведущая к насильственному экстремизму (НЭ), стала предметом серьезной общественной и политической озабоченности в Центральной Азии. От 2000 до 5000 граждан стран Центральной Азии ответили на призывы присоединиться к боевым действиям в Сирии и Афганистане. Большинство из них подверглись радикализации, будучи трудовыми мигрантами в городах России. Несмотря на то, что масштабы проблемы по мировым стандартам незначительны, это явление побудило правительства стран региона принять ответные меры.
Юридические ответные меры, принятые странами Центральной Азии, в значительной степени заимствованы из антитеррористических мер России. В законах нет четких определений экстремизма, и они дают расширенное толкование, что приводит к правовой неопределенности и их репрессивному применению. Они устанавливают правовые санкции для тех, кто создает или распространяет информацию НЭ, а также ограничения на распространение материалов НЭ, в том числе в режиме онлайн. Отсутствие ясности в отношении того, что является и не является экстремизмом, привело к неравномерному и жесткому применению этих законов, с длительными сроками лишения свободы для тех, кто осужден за не более чем «лайк» на экстремистскую публикацию в Facebook.
Также жесткими были меры по блокировке контента НЭ в онлайн в виде ограничения доступа ко всем платформам и полезному веб-контенту с целью подавления материалов НЭ — и все чаще — голосов политического инакомыслия. Тем не менее, контент НЭ из Центральной Азии все еще был доступен в открытых социальных сетях в конце 2018 года, и было найдено около 140 активных аккаунтов от десяти региональных участников НЭ, а некоторые из них продолжают заниматься вербовкой. Несмотря на широкое применение, такие меры реагирования, как судебное преследование и блокировка контента, не могут остановить поток контента НЭ в социальных сетях. Образование и привлечение местного населения из группы риска более перспективны, но они недостаточно широко используются в большинстве стран, где не приветствуется участие гражданского общества в этих вопросах.
Настоящий отчет состоит из трех частей:
В части А изложены определения экстремизма и экстремистского контента в законодательстве государств Центральной Азии, а также описано, как они применялись в рамках уголовного преследования.
В части B представлены результаты анализа контента НЭ в открытых социальных сетях Центральной Азии, блогах и онлайн-форумах с конца 2018 года, подробно описываются участники НЭ, как они
используют социальные сети, а также информационно-идеологические установки, которые они пропагандируют;
В части C рассматривается, как применялись блокировка контента, образование и привлечение сообществ, чтобы противодействовать контенту НЭ онлайн, и оценивается эффективность таких мер.
Настоящий отчет был совместно подготовлен Группой SecDev и Гражданской инициативой интернет политики (ГИИП). Для сбора и анализа данных был применен доказательный, целенаправленный, пропорциональный и этический метод – «Public health approach». Все выводы и заявления основаны на результатах анализа исследовательской группы. Любые ошибки или упущения являются исключительной ответственностью авторов. Данное исследование было проведено в рамках проекта «Содействие стабильности и миру в Центральной Азии посредством повышения медиа грамотности, эффективного освещения и регионального сотрудничества», реализуемого Интерньюс в Кыргызстане и финансируемого Европейским Союзом. Проект направлен на национальные и региональные усилия по предотвращению радикализации в Центральной Азии посредством повышения потенциала журналистов, гражданских активистов и медиа специалистов в производстве высококачественного медиа контента и повышения критического уровня потребления медиа гражданским обществом, лицами, принимающими решения и населением.
Полный обзор можно скачать здесь
Общественным Фондом «Гражданская инициатива интернет политики» на основе изучения лучших мировых практик и анализа законодательства страны разработан проект Закона Кыргызской Республики «О внесении
Эксперты ОФ ГИИП провели исследование, цель которого — изучить ландшафт государственных программных продуктов в Кыргызской Республике. В рамках исследования была поставлена задача получить
В свете стремительного развития инновационных технологий и цифровой экономики, Кыргызская Республика активно осуществляет шаги по созданию благоприятной среды для инноваций и экспериментальных