Отчет ГИИП 2009 г.: Ситуация на телекоммуникационном рынке Кыргызстана

04.08.2011

В 2009 году было выдано 211 лицензий 145 оператором. Однако, увеличение количество операторов не привело к расширению сети электросвязи. «Монополизация рынка услуг позволяет операторам бесконтрольно повышать цены», — согласно отчету экспертов ГИИП.

Подавляющее большинство операторов получает сверхприбыли за счет нерегулируемых цен на услуги, используя существующие сети, в основном, Кыргызтелекома, и не вкладывая средства на создание своих сетей и, соответственно, не расширяя общенациональную телекоммуникационную сеть.

Исключение составляют всего несколько операторов, например, «Кател», «Бител», «Азия-Инфо», «Эл Кат», «Трансфер», «Ак-Нет», «Сайма Нет», «Винлайн». На сегодня из всего объема сети общего пользования сеть АО «Кыргызтелеком» составляет около 83% и только 17% приходится на остальных операторов.

Причем 30% сети АО «Кыргызтелеком» — это убыточный сегмент (сельская связь и связь в труднодоступных районах), который субсидируется за счет доходов Кыргызстелекома от международного и междугороднего трафика.

Предыдущий опыт показывает, что большинство операторов, не имеющих сетей и, соответственно, не осуществляющих значительных расходов по эксплуатации и развитию сетей, значительно снизят цены на услуги с целью перевода трафика на себя и получения сверхприбылей.

Крупные операторы, имеющие свои сети, включая ОАО «Кыргызтелеком», вынуждены будут с целью сохранения трафика снизить цены на услуги международной и междугородной связи. Но в этом случае, ни один оператор не будет содержать убыточные сегменты рынка. Таким образом, развитие телекоммуникаций будет осуществляться в основном в крупных городах, а сельская связь будет разрушена, что для нашей сельскохозяйственной республики может представлять угрозу экономической безопасности регионов и, в целом, республики. У нас уже есть печальный опыт разрушения сети автоматических телевизионных ретрансляторов, в результате чего на селе образовался информационный вакуум, что в свою очередь, стало одним из факторов, способствовавших политической нестабильности на юге республики.

Обзор состояния положения в области ИКТ показал, что:

  • в настоящее время нет подлинно независимого органа регулирования этой отрасли;
  • существует большой разрыв, между темпами либерализации и созданием условий для обеспечения конкуренции;
  • приватизация способствует лучшему пониманию инвесторами существующих нормативно-правовых условий деятельности в сфере связи.

Сейчас Кыргызстан находится только в начале пути к цивилизованному телекоммуникационному рынку. Достоверно известно только одно: государственный оператор из прошлого, обладающий монополией на все услуги, не может просто обеспечить такое разнообразие услуг с соответствующим качеством и доступностью для широких слоев населения, как это уже сделано в странах, где произошла приватизация предприятий электросвязи, введена конкуренция и осуществлена либерализация этого рынка. Пока еще нет полной ясности, какой подход к регулированию позволит наиболее увереннее перейти от государственной монополии к рынку обслуживания.

В случае создания фонда все операторы отчисляют в него средства, которые впоследствии используются для субсидирования услуг связи в неблагополучных с экономической точки зрения районах или для малообеспеченных клиентов.

В случае платы за дефицит доступа оператор, на которого возложена обязанность по обеспечению общего обслуживания имеет право повысить тариф на подключение других операторов на определенную сумму, за счет которой и финансируются расходы на общее обслуживание. Надо отметить, что практического опыта здесь мало, потому что проблема общего пользования возникает там, где принято решение о либерализации рынка телефонной связи общего пользования. Потому как либерализация рынка связи в Кыргызстане не вышла еще на определенный уровень, то трудно судить какой подход целесообразнее в том или ином случае.

Рекомендации

На основании вышеизложенного и выражая желания наполнить рынки связи современными видами услуг, а так же способствовать доступу значительных слоев населения к альтернативным видам международной телефонной связи, предлагаем следующие рекомендации:

  • Рекомендовать ГАС, МТК, выработать предложения относительно легализации услуг IP-телефонии в стране. Для чего подготовить пакет предложений о внесении соответствующих предложений в действующие законодательные и нормативные акты по данному вопросу. (Это законы « О связи», « Об информатизации», « О лицензировании», Положение о лицензировании деятельности в области связи и т.д.)
  • Сформулировать понятие относительно IP-телефонии и вынести его на обсуждение для дальнейшего принятия и размещения в соответствующем справочнике по терминам и определениям организации МСЭ, рекомендациями которой пользуются операторы всех стран СНГ.
  • Выработать рекомендации, регламентирующие взаимодействие операторов, предоставляющих услуги IP-телефонии и национального оператора в каждой стране. В настоящее время складывается конфликт интересов этих сторон, который необходимо решить в пользу потребителей.
  • Поскольку услуги по IP— телефонии уже реально присутствуют на рынках связи всех стран СНГ возникает проблема о качественных показателях на этот вид услуг. Необходимо обратиться с просьбой к администрациям связи в содействии по выработке данных качественных показателей.

Скачать полный отчет можно тут.

Читать далее:

ОФ «ГИИП» разработал рекомендации по защите персональных данных избирателей для политических партий, наблюдателей и иных лиц

24.08.2020

Общественный фонд "Гражданская инициатива интернет политики" разработал рекомендации по защите персональных данных избирателей для политических партий, наблюдателей и иных лиц, привлекаемых

Читать далее

Обращение Президенту КР от имени профессионального ИТ-сообщества о Законе «О манипулировании информацией»

02.07.2020

От имени профессионального ИТ-сообщества, телеком-бизнеса и экспертов в сфере цифровых технологий в лице Кыргызской Ассоциации разработчиков программного обеспечения и услуг, объединения юридических

Читать далее

ОФ «ГИИП» подготовил заключение на проект Закона КР «О манипулировании информацией»

16.06.2020

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект Закона Кыргызской Республики
«О манипулировании информацией»
 

В справке-обосновании к законопроекту приведены примеры нормативного регулирования отношений,

Читать далее