В 2009 году было выдано 211 лицензий 145 оператором. Однако, увеличение количество операторов не привело к расширению сети электросвязи. «Монополизация рынка услуг позволяет операторам бесконтрольно повышать цены», — согласно отчету экспертов ГИИП.
Подавляющее большинство операторов получает сверхприбыли за счет нерегулируемых цен на услуги, используя существующие сети, в основном, Кыргызтелекома, и не вкладывая средства на создание своих сетей и, соответственно, не расширяя общенациональную телекоммуникационную сеть.
Исключение составляют всего несколько операторов, например, «Кател», «Бител», «Азия-Инфо», «Эл Кат», «Трансфер», «Ак-Нет», «Сайма Нет», «Винлайн». На сегодня из всего объема сети общего пользования сеть АО «Кыргызтелеком» составляет около 83% и только 17% приходится на остальных операторов.
Причем 30% сети АО «Кыргызтелеком» — это убыточный сегмент (сельская связь и связь в труднодоступных районах), который субсидируется за счет доходов Кыргызстелекома от международного и междугороднего трафика.
Предыдущий опыт показывает, что большинство операторов, не имеющих сетей и, соответственно, не осуществляющих значительных расходов по эксплуатации и развитию сетей, значительно снизят цены на услуги с целью перевода трафика на себя и получения сверхприбылей.
Крупные операторы, имеющие свои сети, включая ОАО «Кыргызтелеком», вынуждены будут с целью сохранения трафика снизить цены на услуги международной и междугородной связи. Но в этом случае, ни один оператор не будет содержать убыточные сегменты рынка. Таким образом, развитие телекоммуникаций будет осуществляться в основном в крупных городах, а сельская связь будет разрушена, что для нашей сельскохозяйственной республики может представлять угрозу экономической безопасности регионов и, в целом, республики. У нас уже есть печальный опыт разрушения сети автоматических телевизионных ретрансляторов, в результате чего на селе образовался информационный вакуум, что в свою очередь, стало одним из факторов, способствовавших политической нестабильности на юге республики.
Обзор состояния положения в области ИКТ показал, что:
Сейчас Кыргызстан находится только в начале пути к цивилизованному телекоммуникационному рынку. Достоверно известно только одно: государственный оператор из прошлого, обладающий монополией на все услуги, не может просто обеспечить такое разнообразие услуг с соответствующим качеством и доступностью для широких слоев населения, как это уже сделано в странах, где произошла приватизация предприятий электросвязи, введена конкуренция и осуществлена либерализация этого рынка. Пока еще нет полной ясности, какой подход к регулированию позволит наиболее увереннее перейти от государственной монополии к рынку обслуживания.
В случае создания фонда все операторы отчисляют в него средства, которые впоследствии используются для субсидирования услуг связи в неблагополучных с экономической точки зрения районах или для малообеспеченных клиентов.
В случае платы за дефицит доступа оператор, на которого возложена обязанность по обеспечению общего обслуживания имеет право повысить тариф на подключение других операторов на определенную сумму, за счет которой и финансируются расходы на общее обслуживание. Надо отметить, что практического опыта здесь мало, потому что проблема общего пользования возникает там, где принято решение о либерализации рынка телефонной связи общего пользования. Потому как либерализация рынка связи в Кыргызстане не вышла еще на определенный уровень, то трудно судить какой подход целесообразнее в том или ином случае.
Рекомендации
На основании вышеизложенного и выражая желания наполнить рынки связи современными видами услуг, а так же способствовать доступу значительных слоев населения к альтернативным видам международной телефонной связи, предлагаем следующие рекомендации:
Поскольку услуги по IP— телефонии уже реально присутствуют на рынках связи всех стран СНГ возникает проблема о качественных показателях на этот вид услуг. Необходимо обратиться с просьбой к администрациям связи в содействии по выработке данных качественных показателей.
Общественным Фондом «Гражданская инициатива интернет политики» на основе изучения лучших мировых практик и анализа законодательства страны разработан проект Закона Кыргызской Республики «О внесении
Эксперты ОФ ГИИП провели исследование, цель которого — изучить ландшафт государственных программных продуктов в Кыргызской Республике. В рамках исследования была поставлена задача получить
В свете стремительного развития инновационных технологий и цифровой экономики, Кыргызская Республика активно осуществляет шаги по созданию благоприятной среды для инноваций и экспериментальных