Пред Пред Содержание След След

3.1 Способы выявления информационных источников c признаками экстремизма

Возможности Интернета в современном мире (легкодоступность, многочисленная аудитория, анонимность, быстрота передачи необходимой информации, мультимедийность, позволяющая соединять информацию различных типов: графическую, текстовую, звуковую и видео) используется экстремистскими организациями в целях пропаганды своих идей, привлечения финансовых средств, обмена информацией, планирования и организации экстремистских акций, расширения поля деятельности, вовлечения в свою преступную деятельность новых членов. У них появляется возможность влиять на восприятие своей деятельности: позиционировать себя в выгодном свете путем размещения информации на своих сайтах о целях, задачах и убеждениях представляемой ими организации при одновременном отсутствии там упоминаний о насилии. Основные интернет-ресурсы по продвижению идеологии экстремисткой направленности имеют отличную теоретическую базу, продуманный алгоритм, способы и методы управляемого информационно-психологического воздействия на пользователей, а также защищенность ресурсов.

Материалы экстремистского содержания могут не только размещаться на сайтах, но и распространяться посредством электронной почты, в комментариях к статьям, в блогах и т. д. Поэтому пользователи обладающие цифровыми компетенциями, включая навыки критического анализа информации, легко могут выявить контент содержащий признаки экстремизма. Они также могут адекватно реагировать на появление аудио-, видео- и других материалов, содержащих признаки экстремизма и внести свой вклад для ограничения доступа к таким материалам, например, использовав инструменты саморегулирования, которые предлагаются многими провайдерами онлайн услуг. Примерами таких инструментов приведены в нижеследующей таблице.

На какие признаки следует обратить внимание? Критерии выявления информации экстремистского характера:

  • Являются ли действия лиц, разместивших данный текст (изображение), публичными?
  • Выражают ли использованные в данном материале словесные (изобразительные) средства унизительные характеристики, отрицательные эмоциональные оценки и негативные установки в отношении какой-либо этнической, расовой, религиозной или социальной группы (какой именно) или отдельных лиц как ее представителей?
  • Содержится ли в данном материале информация, побуждающая к действиям против какой-либо этнической, расовой, религиозной или социальной группы (какой именно) или отдельных лиц как ее представителей?
  • Содержатся ли в представленных материалах призывы, направленные на пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной или религиозной принадлежности?
  • Использованы ли в данном материале специальные языковые или иные средства (какие именно) для целенаправленной передачи оскорбительных характеристик, отрицательных эмоциональных оценок, негативных установок и побуждений к действиям против какой-либо нации, расы, религии или отдельных лиц как ее представителей?
  • Могут ли указанные в тексте призывы побуждать к действиям, посягающим на права и законные интересы граждан, а также к действиям, направленным на возбуждение социальной вражды?

Через соцсети вам приходит сообщение о готовящемся теракте. Сообщается, что в определенный день не стоит идти в определенное место, и об этом сообщить всем своим родным, друзьям и знакомым. . Вы будете передавать сообщение всем своим родным. Правильно ли Вы поступаете?