Про инновации: образование, доступное каждому

25.06.2014

Развитие информационных технологий в мире заметно изменило многие сферы профессиональной деятельности, сделав процессы передачи информации более эффективными и быстрыми. На очереди область образования: ведущие мировые университеты стали активно выкладывать в интернет различные лекционные материалы, экзамены и домашние задания. Сегодня это движение приобрело название «Открытые образовательные ресурсы».

 

По определению ЮНЕСКО: «ООР — это обучающие, учебные или научные ресурсы, размещенные в свободном доступе либо выпущенные с лицензией, разрешающей их свободное использование или переработку. Открытые образовательные ресурсы включают в себя полные курсы, учебные материалы, модули, учебники, видео, тесты, программное обеспечение, а также любые другие средства, материалы или технологии, использованные для предоставления доступа к знаниям».

Главной задачей каждого такого ресурса является возможность предоставления доступа к качественному образованию широкому кругу людей.

Чиновники понимают, что данный вектор развития образовательной системы верен, но сам процесс роста числа ресурсов и их качества связан с определенными сложностями.

Права собственности в открытом информационном пространстве

Одной из острых проблем, препятствующих распространению ООР, у нас в стране — это правовой аспект. Любые материалы, распространяемые в форме свободных ресурсов, являются объектом авторского права или, проще говоря, интеллектуальной собственностью.

Руководитель программы EIFL по вопросам интеллектуальной собственности Тереза Хакет напомнила, что в международной практике авторские права находятся под автоматической защитой.

«Выходом стало появление идеи открытой лицензии для публикации. Такой подход лег в основу лицензии Creative Commons (СС). Это некоммерческая организация, которая предлагает простой стандарт предоставления разрешения на использование творческой деятельности. Здесь нужно учесть, что СС — вовсе не альтернатива авторскому праву, а инструмент по его управлению», — подчеркнула она.

Однако в нашем законодательств

 

е не предусмотрена передача прав на беспрепятственное копирование и распространение интеллектуальной собственности третьим лицам посредством подобного рода лицензий. В настоящий момент единственным законным основанием для использования ООР в Кыргызстане является письменное согласие автора, которое очень трудно добиться.

Однако, как заметила на конференции «Открытые образовательные ресурсы и цифровое образование» юрист Айсулуу Чубарова, в Кыргызстане об открытых лицензиях только начинают говорить.

«Несмотря на всю неоднозначность положения ООР, мы все равно продолжаем работу, надеясь на скорую адаптацию свободных лицензий в нашей стране»,- сказала она.

Законодательное утверждение СС в странах – процесс сложный, но крайне необходимый для дальнейшего развития всего движения. По оценкам экспертов, при наличии достаточной инициативности со стороны заинтересованных сторон и политической воли процесс адаптации занимает до двух лет. На апрель 2010 года СС было адаптировано на законодательном уровне в пятидесяти двух странах.

Открытое образование

Открытое образование — доступное образование, понимаемое в отдельных случаях, как еще и бесплатное.

В нашей стране уже разработана стратегия развития открытых образовательных ресурсов, и сейчас она дорабатывается. Об этом сообщила представитель рабочей группы по разработке Концепции ООР Нина Багдасарова на международной конференции «Открытые образовательные ресурсы и цифровое образование».

В Проекте Концепции развития ООР сказано, что использование таких ресурсов существенно расширяет выбор и возможности каждого педагога и ученика и позволяет продвигать инновационные методы обучения в период образовательных реформ.

«ООР поднимают на новый уровень возможности государств распространять учебные материалы, доступные для разных групп детей, включая материалы на языках меньшинств и предназначенные детям с ограниченными возможностями», — отметила Багдасарова.

Наша страна имеет все предпосылки перейти к открытому образованию. В министерстве образования уже начата подготовка к этому процессу. Будет проведена оцифровка школьных учебников, которые к 1 сентября текущего года будут выставлены на сайте ведомства.

Однако такого оптимизма не разделяет  менеджер программы «Свобода информации» Фонда «Сорос — Кыргызстан» Лира Самыкбаева. Она считает, что в такой малый срок министерство образования не успеет уложиться.

Представитель Национального центра Информатизации в Казахстане Гульмира Нургалиева и вовсе считает, что взять и отсканировать учебники — это самый легкий компонент в ООР и предлагает нашему министру образования учесть интересы самих школьников.

«Интерактивные задания очень важны для учеников. Тут заложена игровая деятельность. Формируется системное мышление детей. Его память фотографирует визуализацию, представленную в электронном учебнике, и это способствует запоминанию. Это повышает интерес детей к учебе. Результат такой практики в нашей стране — это то, что троечники стали хорошистами», — подчеркнула она.

Не совсем ООР

К сожалению, в Кыргызстане пока внедрять открытые образовательные ресурсы будут только в школах. В проекте Концепции ООР сделан упор на издание только электронных учебников.

Ради справделивости стоит заметить, что в проекте написано о создании общенационального хранилища полнотекстовых версий учебных, учебно-методических и научных материалов с открытым доступом.

Данное хранилище должно стать центром обмена информацией (цифровой библиотекой) для образовательного контента, способствуя широкому распространению образовательных материалов, выпущенных под открытой лицензией в Кыргызстане. Размещение хранилища рекомендуется реализовать на базе Национальной библиотеки.

Доступные видео — лекции, виртуальные туры по музеям и электронные библиотеки — пока лишь останутся в планах по внедрению ООР в Кыргызстане. Студенты и школьники могут пользоваться существующими открытыми образовательными ресурсами. Однако, чтобы найти хороший ресурс, нужно будет потратить огромное количество времени.

«Мне кажется, что проблема у нас не с количеством открытых образовательных ресурсов , а с их качеством. И усугубляется эта проблема еще и тем, что найти действительно хорошие ресурсы под кучей «цифрового образовательного сора» неимоверно трудно. Хотелось бы какую-то систему комментирования, «плюсования», рекомендаций, чтобы зашел на соответствующий сайт и сразу увидел: вот за этот курс поблагодарили 1500 пользователей…», — говорит студент Кыргызско-Славянского университета Илья Потешный.

Открытые образовательные ресурсы продолжат свое существование, и все больше университетов будут предоставлять доступ всем желающим к своим ресурсам. Значит ли это, что любой человек сможет получить диплом Гарварда, не посещая лекции и учась в другой стране? Звучит утопично, но перед этим не стоит каких-либо значимых препятствий. Тем более, что сейчас существуют в Гарварде платные летние курсы, которые можно пройти онлайн и получить диплом после сдачи экзаменов. Если абитуриент обладает достаточными знаниями и навыками, то почему бы не дать ему такую возможность.

Первые шаги

В Кыргызстане начали разработку полноценного электронного учебного материала для школ. Это будет учебник кыргызского языка для 7 класса. Его разработкой занимается компания  IT-Attractor. Финансирует данный проект Фонд «Сорос — Кыргызстан» . Разрабатывается специальный софт, который соответствует всем стандартам образования.

«Наша идея была создать такой инструмент, который позволил бы создать учебник в привычном всем виде, но и также заложить функции добавления медийного контента: произношение слов, встроенные звуковые упражнения, визуализация. На первом этапе проекта мы также разрабатываем проигрыватели на платформе Windows и Android. Этот учебник будет проигрываться на этих платформах. Также пользоваться им можно будет на обычном стационарном компьютере», — сообщил представитель компании IT-Attractor Вадим Глебов.

Примечательно, что сам учитель будет создавать учебник, который безусловно пройдет проверку в министерстве образования. Сам по себе редактор представляет HTML- документ 5 версии. Как отмечает Вадим Глебов, будет создан понятный редактор, чтобы каждый учитель мог им пользоваться.

Разработчики предусмотрели, чтобы учебником могли пользоваться учителя и школьники в отдаленных уголках нашей страны.

«Учебник будет разработан таким образом, чтобы его можно было скачать в Сети и просматривать без Интернета. Педагогу или школьнику надо будет просто один раз скачать его или установить с диска на компьютер», — пояснил Вадим Глебов.

На издание такого учебника разработчикам дали 7 месяцев . В декабре будет презентован медийный контент, который будет использован в этом учебнике.

Дальнейшая судьба открытых образовательных ресурсов зависит от многих факторов. С одной стороны, можно говорить о том, что такие сайты дадут возможность людям из малообеспеченных семей получать качественное образование. Эксперты отмечают, что развитие подобных ресурсов в Кыргызстане пойдет в двух направлениях — бесплатное качественное дополнение к образованию и полноценные платные онлайн-курсы с возможностью получения сертификата. Но для получения диплома или сертификата нужно будет всегда платить. В самом определении ООР упоминается лишь свободный доступ к знаниям, а оценка и

выдача сертификата – это уже вопросы перспектив развития онлайн-обучения.

Читать далее:

«Защита персональных данных избирателей» ОФ ГИИП проводит тренинг для ЦИК КР

22.07.2021

23 июля 2021 года Общественный фонд "Гражданская инициатива интернет политики" проводит тренинг на тему "Рекомендации по защите персональных данных избирателей в период подготовки и проведения

Читать далее

ОФ «ГИИП» принял участие на конференции «Основные направления цифровизации в Кыргызстане»

28.12.2020

Сегодня, 28 декабря, директор Общественного фонда "Гражданская инициатива интернет политики" Татту Мамбеталиева приняла участие в работе конференции «Основные направления цифровизации в Кыргызской

Читать далее

ОФ «ГИИП» разработал рекомендации по защите персональных данных избирателей для политических партий, наблюдателей и иных лиц

24.08.2020

Общественный фонд "Гражданская инициатива интернет политики" разработал рекомендации по защите персональных данных избирателей для политических партий, наблюдателей и иных лиц, привлекаемых

Читать далее