Анализ законодательств по правовому регулированию Интернета в странах СНГ

05.08.2011

Отчет по изучению регулирования Интернета в постсоветских странах датируется 2007 годом. В документе приведены результаты изучения законов и перспективы их влияния на дальнейшее развитие виртуальной сети. В рамках исследования изучено 130 законов 12 государств.

Для углубленного понимания общей политики той или иной страны и ее отношения к развитию информационного общества, дополнительно изучались другие нормативно-правовые документы, касающихся вопроса связанного с Интернетом и влияющего на него.

Исследовалось законодательство 12 стран Союза Независимых Государств:

1. Азербайджанская Республика,

2. Республика Армения,

3. Республика Беларусь,

4. Грузия,

5. Республика Казахстан,

6. Кыргызская Республика,

7. Республика Молдова,

8. Российская Федерация,

9. Республика Таджикистан,

10. Туркменистан,

11. Республика Узбекистан,

12. Украина.

В данном обзоре предлагается оценка национальных законов государств-участников СНГ. Тексты большинства документов получены через Интернет с официальных веб-сайтов госорганов, у международных организаций и бизнес-компаний, активно работающих в обозреваемых направлениях. Каждый закон, использованный для исследования, сопровождается краткой характеристикой элементов, влияющих на дальнейшее развитие Интернета.

Анализ законодательства показал, что страны находятся на различных стадиях развития Интернет-политики, но есть аспекты, общие для всех стран.

Исходя из этого, можно охарактеризовать ситуацию следующим образом:

1. Страны СНГ не имеют всеобъемлющего закона «об Интернете».

2. В ряде стран СНГ слово «Интернет» в законодательстве даже не упоминается. Как правило, вопросы регулирования Интернет рассматриваются в концепциях, стратегиях, правительственных постановлениях и различных положениях.

3. Отсутствие законодательства имеет разные последствия.

а) в некоторых странах отсутствие такого законодательства позволяет Интернет развиваться без вмешательства Правительства. Но в этом случае, на любой стадии могут стать реальностью попытки Правительства установить контроль над Интернетом.

б) в других странах отсутствие законодательства, регулирующего Интернет, предоставляет свободу действий Правительству, где чиновники произвольно и противоречиво решают, что разрешено, а что запрещено.

4. Есть страны, где Интернет уже является предметом избыточного правительственного регулирования, и цель будущей реформы в этих странах будет заключаться в освобождении Интернет от этих ограничений.

5. Для некоторых стран «регулирующий» закон позволит упорядочить правоотношения, возникающие в сфере использования Интернета.

6. Во всех странах «судьба» Интернет во многом зависит от правил, которые напрямую не касаются Интернет.

7. Наиболее действенным механизмом развития Интернет-рынка является его саморегулирование, как единственный способ регламентации сетевых отношений. Это позволит установить правила удовлетворяющие всех членов Интернет-сообщества, и ограничить государственное вмешательство на уровне разумной достаточности.

Для освещения вопросов, затрагивающих предмет исследования, в обзоре выбрана следующая структура:

I. Описательная часть: включает описание структуры, освещает процесс работы и резюмирует итоги исследования.

II. Вводная часть:«Вопросы регулирования Интернет рано или поздно приобретают свою остроту».

Рассмотрены различные системы взглядов на правовое регулирование Интернет.

III. Общая часть: состоит из 4 разделов. В каждом разделе скомпонованы свои законы по тематике, которые имеют отношение к вопросам, влияющим на развитие Интернет.

1. Какова природа сайта и можно ли его отнести к СМИ?

Дается сравнительная картина законов о СМИ по странам СНГ. На законодательном уровне рассмотрены определения сайта, Интернета, сетевых СМИ. Прилагается краткая характеристика каждого закона, относящегося к этому вопросу.

2. Электронная коммерция, включая электронный документооборот, электронную цифровую подпись и электронные платежи.

Дается обзор законодательных норм государств-участников СНГ по данным направлениям, и освещаются рекомендации международных стандартов, предлагаемые для формирования национальных законов.

3. Защита авторских прав в сети Интернет

Рассматриваются вопросы защиты авторских прав на законодательном уровне в странах СНГ. Дана краткая характеристика законодательства по странам.

4. Компьютерные преступления

Раскрывается сущность компьютерных преступлений. Анализируется уголовное законодательство стран СНГ.

IV. Приложение:Сводный Перечень законов стран СНГ.

В этот Перечень включены законы, которые влияют на развитие сети или затрагивают вопросы, связанные непосредственно с Интернет.

Скачать полный отчет можно тут.

Читать далее:

ОФ «ГИИП» разработал рекомендации по защите персональных данных избирателей для политических партий, наблюдателей и иных лиц

24.08.2020

Общественный фонд "Гражданская инициатива интернет политики" разработал рекомендации по защите персональных данных избирателей для политических партий, наблюдателей и иных лиц, привлекаемых

Читать далее

Обращение Президенту КР от имени профессионального ИТ-сообщества о Законе «О манипулировании информацией»

02.07.2020

От имени профессионального ИТ-сообщества, телеком-бизнеса и экспертов в сфере цифровых технологий в лице Кыргызской Ассоциации разработчиков программного обеспечения и услуг, объединения юридических

Читать далее

ОФ «ГИИП» подготовил заключение на проект Закона КР «О манипулировании информацией»

16.06.2020

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект Закона Кыргызской Республики
«О манипулировании информацией»
 

В справке-обосновании к законопроекту приведены примеры нормативного регулирования отношений,

Читать далее