Для ОАО «Кыргызтелеком» выгодно быть не только «оптовым» оператором Интернета, но и розничным, — экс-правление компании

19.07.2011

Это не является лучшей идеей, если ОАО «Кыргызтелеком» будет только магистральным оператором, но не будет работать на рынке розничного предоставления Интернета в Кыргызстане. Деньги в любом случае платит конечный потребитель. Об этом сообщил экс-вице-президент ОАО «Кыргызтелеком» Сергей Цой во время экспертной встречи в ОФ ГИИП на тему «Инфраструктура ОАО «Кыргызтелеком» в открытом доступе».

По его словам, если сегодня у мелких операторов есть конечные потребители Интернета и развернутая сеть в городе, то у них возникает соблазн провести собственный канал, и не арендовать каналы магистрального оператора. Поэтому в интересах компании строить собственные сети «розничного» Интернета для решения задачи «последней мили».

Также во время встречи С.Цой отметил, что мелкие операторы все же могут получить канал Интернета у компании для развития собственных сетей, но необхоимо договариваться по каждому случаю с руководством по цене.

подкаст обсуждения

Эркин Мамасалиев, ОФ ГИИП: Вопрос к Ярославу. Вы пытались решить вопрос [предоставления Интернета] связанный с частным сектором через подключение Wi-Fi? В Бишкеке понятно, Wi-Fi на вторичной основе. Может быть в Канте или в другом городе или регионе меньше помех для Wi-Fi?

Ярослав, ОсОО «FastNet»: — Чтобы доставлять Wi-Fi, нам нужна точка в Канте, откуда мы сможем брать [Интернет]. Если использовать свою оптику, то это очень дорого, следовательно для небольших операторов, каким мы и являемся, выгоднее использовать оптику другого оператор. В мире существует такое понятие как «магистральный оператор», т. е. такой оператор работает на том, что у него по всей стране есть магистрали, и этот оператор просто дает в аренду эти каналы связи другим операторам. В нашем случае, в городах Кант, Кара-Блата или Ош мы можем позволить себе брать в аренду, если по цене договоримся. А из тех кто может дать, мы не видим цели присутствовать на рынке.

Э.Мамасалиев: У меня такой вопрос к «Кыргызтелекому», представим такую ситуацию — неожиданно вырос внутренний трафик внутри Кыргызстана и в Кыргызстан приходящий трафик, у всех абонентов появились деньги и все захотели подключиться, и трафик сильно вырос. Готовы ли вы к этому и вообще вы хотите этого?

Сергей Цой, экс-вице-президент ОАО «Кыргызтелеком»: — Технически мы к этому готовы. Несколько недель назад мы заключили контракт с Китаем, с «Chinatelecom», о подаче Интернета в Ош через Иркештам. На сегодня готовится еще одна серия договоров с казахскими компаниями. И текущий договор с Казахтелекомом позволяет нам расшириться».

Э.Мамасалиев: — Значит, к такому росту вы готовы. А у самой компании есть такое желание?

С.Цой: — Мы для этого и строим эту линию, чтобы продавать.

Э.Мамасалиев: — Какова ваша политика? Быть конечным оператором, который решает вопросы последней мили или быть магистральным оператором? Ведь рассматривалась возможность стать просто оптовым оператором?

С.Цой: — Я думаю, это не лучшая идея — стать единственным магистральным оператором. Потому что платит деньги в любом случае конечный потребитель. Если сегодня у «Fastnet» есть конечный потребитель, то завтра он накрывает весь город, и все потребители у него, то возникает соблазн провести свой канал, и зачем ему пользоваться и покупать у «Кыргызтелекома». И он подключает свой канал, и что остается у «Кыргызтелекома? Остается оптика, а клиента нет.

Ярослав: — Он имеет в виду, что мы, сейчас мелкие компании, заберем всех абонентов и будем получать деньги.

Абдыгани Абдрасилов, ОНС Министерства государственного имущества: Кыргызтелекому невыгодно, чтобы мелкие компании развивались. Об этом только что говорил Марат.

С.Цой: — Нам выгодно, чтобы мы работали не только на оптовом рынке, но и на розничном рынке. Потому что в любом случаи деньги платит потребитель, посредник это деньги собирает и передает нам.

Э.Мамасалиев: Тогда ситуация в Кыргызстане такая, что «Кыргызтелеком» как крупный магистральный оператор хочет и большую «рыбу» ловить и маленькую, и из-за этого «мелкая рыба» не растет. Может надо пересмотреть политику государства?

С.Цой: — Нет, это не политика государства, это рынок! Вы сейчас не сможете утверждать, что вот так будет правильно, а оно через 2 года будет неправильным. Поверьте мне, рынок телекоммуникаций не стоит на месте, он постоянно меняется, сегодня востребована одна услуга, завтра другая услуга, а о третьей мы вообще забыли. Нельзя утверждать, что это хорошо, а это плохо. Понятно, что для мелкого оператора развивающийся «Кыргызтелеком» экономически не выгоден. Но с другой стороны, за последние 2 года стоимость безлимитного Интернета упала в 3-4 раза. Но все политики недовольны ценой Интернета и считают его дорогой. Не забывайте, что наша республика находится не в Европе и Америке, а «у черта на куличках». Магистральные линии не проходят через нас. Деление живого организма на три. Что это такое? Выживет, не выживет? Консультант — это человек, который дает вам свое видение, но за последствия не отвечает. Это не владельцы, это наблюдательный совет. Поэтому надо понимать, что делить магистрального оператора можно, но через 5 лет это оператора не будет. К примеру, Билайн построил свой выход в Казахстан, ему магистральный оператор не нужен. Фастнет условно развил свою сеть, подключился к Казахстану или вышел в Китай через Ош, и магистральный оператор не нужен. И что в вашем понимании останется, если поделить Кыргызтелеком на 3 части? Это магистраль, это абоненты или это мобильная сеть? Вопрос непонятный.

Возьмем опыт России, была такая ситуация, что междугородняя связь — это была Ростелеком. Местные электросвязи — межрегиональные компании, МРК, которые занимались местной связью, как БГТС у нас. На сегодняшний что произошло? Ростелеком начал терять доходы при чем очень сильно, и это повлияло на мобильных операторов, потому что они стали забирать у них трафик, внутри сети стало дешевле, чем между Москвой и Питером. Государство РФ приняло решение объединить все МРК под Росстелеком. На сегодняшний день во всех странах постсоветского союза так и есть, что национальный оператор владеет как магистральной сетью, так и распредсетью. В России было по-другому, но они пришли к этому. Потому что по-другому магистральный оператор уже не выживает. Платит конечный потребитель, а не посредник. Рынок укрупняется, под напором конкуренции выживает только сильнейший.

Э.Мамасалиев: — Это противовес мнению, что нужно разделиться, т. е. если компания оказывает и диверсифицирует услуги, широкий ряд услуг, то это залог выживания.

С.Цой: — С точки зрения обывателя. Например, кабельное ТВ Ала-ТВ, придет завтра какой-нибудь оператор с тем же кабельным ТВ, если он не придет с договором к потребителю и не заберет у него деньги и не подключит к телевизору, то он не будет шевелиться и подключаться туда. Он смотрел 4 канала и ему хватит, потому что эти же 4 будут там же. А ничего большего он не получит. А когда вы придете и дадите ему все сразу, вероятность больше, что все сразу, потому что он будет оплачивать одним счетом в одном месте и не надо ему ходит куда-то.

Э.Мамасалиев: — На данный момент Фаснет, я надеюсь, вы договоритесь на счет Канта.

С.Цой: — Если цена устроит, то мы можем договориться.

Э.Мамасалиев: — Такой вопрос. Возможно ли создать условия, повесить все на сайте или БГТС, т. е. для мелких операторов. Я хочу, допустим, развиваться в Канте или в Нарыне. Просто хочется кинуть до вас кабель. Создайте прозрачные условия, чтобы не идти договариваться каждый раз через кого-то. Они достучались бы может не через нас, мы надеемся, что мы поспособствуем этому. Были бы прозрачные условия, чтоб я пришел к вам в любой момент и сказал: «У меня есть такой план дайте мне кабель, а как и кого я подключу — это моя проблема». Возможно ли создание таких условий? Вопрос понятен?

С.Цой: — Не совсем. Потому что иногда наш потребитель на одной страничке не могут выразить что они хотят. Мы же делаем бизнес, а не просто потребитель, мы хотим делать бизнес. И чтобы сделать бизнес мне кажется простой перепиской здесь не обойдетесь. В любом случае лучше обсудить все это при встрече и больше вероятность того, что вы добьетесь успеха, чем вы будете заниматься это письмами туда сюда.

Э.Мамасалиев: — Я понимаю. В том плане, что мелких операторов будет много, и им всем нужно встречаться с вами?

С.Цой: — Я не говорил, что со мной. Вопрос в том, что если Фаснет, на словах, захотел в Канте подключение, если мы договоримся с электрическими сетями, то он кинет сети по электрическим столбам, если нет, то ему нужно дать только условия подключения. Если иметь все документы и нужна только точка, то вопросов нет, можно сделать это одним приказом. Но бывают такие ситуации, что когда ко мне приходят люди и говорят «Мы хотим так-то так-то сделать». Но слушайте, например Министерства транспорта, захотели они получить по 10 мбайт на почтовый ящик для айыл окмоту. Зачем? Вы будете просто переплачивать, и мы сократили расходы в 10 раз. Как запросили, так и ответили. Мы можем это сделать, но когда мы поймем что он конкретно хочет от нас, потребитель, мы дадим ему оптимально.

Э.Мамасалиев: — Вы по все видимости не поняли сути вопроса. Вопрос такой — есть в районах такие ребята, энтузиасты, которые увлекаются компьютером и Интернетом. Нашелся такой в Таласе, он верит, что он вложится и проведет в своем квартале там ко всем «витую пару» или оптоволокно и он окупится. Ему нужен от вас только канал.

С.Цой: — Тогда достаточно написать письмо там где нужно подключение? Вы писали в Бишкеке, а вам нужно было писать в Канте. Или в вашем случае проще было написать в Центральный аппарат.

Читать далее:

ОФ «ГИИП» принял участие на конференции «Основные направления цифровизации в Кыргызстане»

28.12.2020

Сегодня, 28 декабря, директор Общественного фонда "Гражданская инициатива интернет политики" Татту Мамбеталиева приняла участие в работе конференции «Основные направления цифровизации в Кыргызской

Читать далее

ОФ «ГИИП» разработал рекомендации по защите персональных данных избирателей для политических партий, наблюдателей и иных лиц

24.08.2020

Общественный фонд "Гражданская инициатива интернет политики" разработал рекомендации по защите персональных данных избирателей для политических партий, наблюдателей и иных лиц, привлекаемых

Читать далее

Серия онлайн курсов по повышению квалификации государственных служащих

24.08.2020

ОФ «Гражданская инициатива интернет политики» совместно с Государственной кадровой службы Кыргызской Республики запускают серию учебных онлайн курсов по повышению квалификации государственных

Читать далее