Анализ законодательства КР на соответствие применения СОРМ, — предварительное заключение (изменено)

08.06.2011

Экспертами Общественного фонда «Гражданская инициатива Интернет политики» и Правовой клиники «Адилет» проведен анализ законодательства Кыргызской Республики на соответствие применения аппаратно-программного комплекса для оперативно-розыскных мероприятий (далее по тексту — АПК) в Кыргызской Республике.

Данный анализ подготовлен в связи с поступившим запросом от Комитета Жогорку Кенеша по правам человека, равным возможностям и общественным объединениям и Временной депутатской Комиссии ЖК для изучения и разработки регулирования нормативных правовых актов для системы оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ) на проведение экспертной оценки СОРМ и дачи по нему анализа на ее соответствие законодательству.

Необходимость проведения анализа СОРМ вызвана, прежде всего, тем, что она напрямую затрагивает гарантированное Конституцией КР право граждан на неприкосновенность частной жизни, в частности на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных, электронных и иных сообщений.

Безусловно, применение оперативно — розыскных мероприятий на сетях связи дают возможность своевременного выявления, предупреждения и пресечения преступных посягательств. Однако опасность применения данного АПК заключается в том, что его функции не ограничены лишь перехватом и отслеживанием информации в традиционной фиксированной и сотовой связи, и интернет. Данная система АПК не гарантирует только санкционированный доступ в указанных видах связи, и обладает дополнительными возможностями.

Система АПК, используемое на территории Кыргызской Республики, позволяет копировать все корреспонденцию всех пользователей определенной сети вне зависимости от наличия или отсутствия возбужденного уголовного дела, просматривать информации в режиме реального времени, декодировать все виды протоколов, включая icq, скайп, IP телефония, обрабатывать и хранить перехваченную информацию. А также эта система может удаленно проводить мониторинг состояния оборудования, просматривать иерархию и полномочия пользователей, журнал работы пользователей, и восстанавливать удаленную информацию.

В первую очередь, следует отметить, что понятие «СОРМ» отсутствует в законодательстве Кыргызской Республики. В связи с этим, мы обращаемся к зарубежной практике, в частности законодательству Российской Федерации, согласно которой СОРМ — комплекс технических средств и мер, предназначенных для проведения оперативно-розыскных мероприятий в сетях телефонной, подвижной и беспроводной связи и радиосвязи.

Скачать документ можно тут

Читать далее:

ОФ «ГИИП» провел анализ законодательства Кыргызской Республики на предмет наличия норм, регулирующих использование аудио, видео фиксации (АВФ) судебных заседаний.

12.10.2021

Общественный фонд «Гражданская инициатива интернет политики» провел анализ законодательства Кыргызской Республики на предмет наличия норм, регулирующих использование аудио, видео фиксации судебных

Читать далее

ОФ «ГИИП» разработал рекомендации по защите персональных данных избирателей для политических партий, наблюдателей и иных лиц

24.08.2020

Общественный фонд "Гражданская инициатива интернет политики" разработал рекомендации по защите персональных данных избирателей для политических партий, наблюдателей и иных лиц, привлекаемых

Читать далее

Обращение Президенту КР от имени профессионального ИТ-сообщества о Законе «О манипулировании информацией»

02.07.2020

От имени профессионального ИТ-сообщества, телеком-бизнеса и экспертов в сфере цифровых технологий в лице Кыргызской Ассоциации разработчиков программного обеспечения и услуг, объединения юридических

Читать далее