Анализ законодательства КР на соответствие применения СОРМ, — предварительное заключение (изменено)

08.06.2011

Экспертами Общественного фонда «Гражданская инициатива Интернет политики» и Правовой клиники «Адилет» проведен анализ законодательства Кыргызской Республики на соответствие применения аппаратно-программного комплекса для оперативно-розыскных мероприятий (далее по тексту — АПК) в Кыргызской Республике.

Данный анализ подготовлен в связи с поступившим запросом от Комитета Жогорку Кенеша по правам человека, равным возможностям и общественным объединениям и Временной депутатской Комиссии ЖК для изучения и разработки регулирования нормативных правовых актов для системы оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ) на проведение экспертной оценки СОРМ и дачи по нему анализа на ее соответствие законодательству.

Необходимость проведения анализа СОРМ вызвана, прежде всего, тем, что она напрямую затрагивает гарантированное Конституцией КР право граждан на неприкосновенность частной жизни, в частности на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных, электронных и иных сообщений.

Безусловно, применение оперативно — розыскных мероприятий на сетях связи дают возможность своевременного выявления, предупреждения и пресечения преступных посягательств. Однако опасность применения данного АПК заключается в том, что его функции не ограничены лишь перехватом и отслеживанием информации в традиционной фиксированной и сотовой связи, и интернет. Данная система АПК не гарантирует только санкционированный доступ в указанных видах связи, и обладает дополнительными возможностями.

Система АПК, используемое на территории Кыргызской Республики, позволяет копировать все корреспонденцию всех пользователей определенной сети вне зависимости от наличия или отсутствия возбужденного уголовного дела, просматривать информации в режиме реального времени, декодировать все виды протоколов, включая icq, скайп, IP телефония, обрабатывать и хранить перехваченную информацию. А также эта система может удаленно проводить мониторинг состояния оборудования, просматривать иерархию и полномочия пользователей, журнал работы пользователей, и восстанавливать удаленную информацию.

В первую очередь, следует отметить, что понятие «СОРМ» отсутствует в законодательстве Кыргызской Республики. В связи с этим, мы обращаемся к зарубежной практике, в частности законодательству Российской Федерации, согласно которой СОРМ — комплекс технических средств и мер, предназначенных для проведения оперативно-розыскных мероприятий в сетях телефонной, подвижной и беспроводной связи и радиосвязи.

Скачать документ можно тут

Читать далее:

ОФ «ГИИП» разработал рекомендации по защите персональных данных избирателей для политических партий, наблюдателей и иных лиц

24.08.2020

Общественный фонд "Гражданская инициатива интернет политики" разработал рекомендации по защите персональных данных избирателей для политических партий, наблюдателей и иных лиц, привлекаемых

Читать далее

Обращение Президенту КР от имени профессионального ИТ-сообщества о Законе «О манипулировании информацией»

02.07.2020

От имени профессионального ИТ-сообщества, телеком-бизнеса и экспертов в сфере цифровых технологий в лице Кыргызской Ассоциации разработчиков программного обеспечения и услуг, объединения юридических

Читать далее

ОФ «ГИИП» подготовил заключение на проект Закона КР «О манипулировании информацией»

16.06.2020

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект Закона Кыргызской Республики
«О манипулировании информацией»
 

В справке-обосновании к законопроекту приведены примеры нормативного регулирования отношений,

Читать далее