«Taboo.kg»: Персонификация сим-карт и базы данных IMEI телефонов

01.06.2011

«Taboo.kg», Улан Джумашев: В новостях прочитал про инициативы (попытки) силовых ведомств и ЖК ввести персонификацию абонентов сотовой связи.

Что вообще представляет собой персонификация? Это когда пользователь сим-карты, прежде чем получить доступ к услугам связи, в обязательном порядке должен зарегистрировать свою сим-карту на себя.

На самом деле почти у всех сотовых операторов КР есть добровольная регистрация сим-карт. При регистрации абонент получает больше услуг и преимуществ. Это и услуги роуминга, получения детализации звонков (что актуально при вашем расследовании, кто же все таки постоянно звонит, молчит или дышит в трубки, или хуже, материт и угрожает Вам), восстановление утерянной сим-карты и некоторые другие.

То, что предлагают власти, с одной стороны оправдано. Это национальная безопасность и бла-бла-бла.

Но у нас, как всегда, все законы сначала пишутся, а потом только (и не факт!) под них подводится необходимые бюджеты и инфраструктура.

Если даже такой закон примут, то естественно захотят возложить все расходы и трудности на сотовых операторов, и государство «умоет руки» в этом проекте.

На самом деле, проект закона о единой базы данных IMEI (http://ru.wikipedia.org/wiki/IMEI) (технический идентификатор телефонного аппарата, прописываемый производителем) был создан для предотвращения краж мобильных телефонов и ввоза «серых» телефонов. Но как я понял, всю ответственность взвалили на сотовых операторов, минтранс и ГАС до сих пор не преуспели в этом проекте.

А нужно было создать соответствующую ИТ-инфраструктуру (серверы, сопутствующие фишечки и регламенты работы этого массива информации), подзаконные акты и PR-кампанию по доведению идеи регистрации телефонов.

Вот тогда сотовые операторы исправно сливали бы в эту централизованную базу данных все «засветившиеся» пары IMEI+MISSDN (http://ru.wikipedia.org/wiki/MSISDN) (номер телефона абонента). В этой базе с помощью специального программного обеспечения анализировались бы все данные, и при наличии «заявки» от гражданина об утере его телефона с указанием IMEI генерится инфо: Такой то IMEI действует в такой то сети (БД то общая, на всех GSM-операторов) с таким-то номером. И эта информацию отправляется в МВД для проведения следственных и оперативных действий.

Вот тогда воры и грабители будут иметь меньше шансов и желания заниматься этим мелким, но легким и прибыльным бизнесом.

Про ситуацию с регистрацией сим-карт. У одного только сотового оператора MegaCom сейчас в сети действует более 2 млн абонентов, и их мизерная часть являются договорными абонентами. Это корпоративные клиенты (за сим-карту по всем начислениям отвечает компания) и небольшая толика индивидуальных абонентов, заключивших договор. Там есть и те, которые были вынуждены подписать договор с оператором, т.к. тарифный план подразумевал только приобретение пакета с договором.

И предположим, этот закон о персонификации ввели в действие (сомневаюсь, что представителей сотовых операторов будут активно включены в процесс обсуждения закона). По закону устанавливают некий срок, по которому все анонимные абоненты должны пройти регистрацию (а это, повторяю, львиная доля всех существующих мобильных пользователей), ну и соответственно, все новые в обязательном порядке регистрируются.

Мне кажется, будет epic fail по этому закону. Очень трудно заставить население регистрировать свои уже имеющиеся сим-карты.

Этому несколько причин:

— Не достаточно сервисных центров операторов связи, а ехать из одной части области в другую мало кто захочет. А создавать их без дотации гос-ва невыгодно;

— Даже если сервисный центр будет возле дома, без должной «промывки мозгов» с мотивацией граждан пройти регистрацию никто не поднимет пятую точку;

— Не у всех наших граждан есть паспорта (возвращаясь к нашей национальной трагедии…). А это означает, что будут трудности зарегистрировать карточку даже при всем желании. А водительские права есть у малой части населения;

— Сотовые операторы не совсем готовы передать функцию регистрации (а это обычно подразумевает доступ к биллинговой системе, святая святых оператора) своей дилерской сети. Дилеры не всегда отвечают даже минимальным требованиям по обслуживанию и ИТ-оснащению своих точек.

У меня есть небольшой частичный опыт, как это сделано в Казахстане. Приходишь в дилерскую точку, выбираешь сим-карту. В коробочке от карточки вложена бумажка. Это форма регистрации. Ее нужно заполнить и отправить сотовому оператору. У меня большой вопрос, все ли будут ее заполнять и отправлять…

А по поводу «карательных» мер сотового оператора, что он будет ограничивать абонента, блокировать после оповещения к определенному сроку. Весьма и весьма спорно. Заблокировать услуги — это означает потерять в прибыли с каждого блокированного. Нормальный бизнес на это не пойдет.

PS: поиск по IMEI возможен! Нужно иметь коробку от телефона с наклеенымнапечатанным IMEI и желание пройти сем кругов ада в наших РОВД. Обязательно пишется заявление с дальнейшей регистрацией в журнале входящих документов отделения милиции, и пошла поехала… Органы будут делать официальный запрос сотовому оператору на выемку звонков с определенным IMEI и детализация звонков передается оперативным сотрудникам милиции. Они далее проводят мероприятия по поиску владельца телефона и выхода на вора. Работает! Сам нашел так пару телефонов. Но, нужна настойчивость и все таки некоторые связи в органах или сотовом операторе.

Читать далее:

ОФ «ГИИП» принял участие на конференции «Основные направления цифровизации в Кыргызстане»

28.12.2020

Сегодня, 28 декабря, директор Общественного фонда "Гражданская инициатива интернет политики" Татту Мамбеталиева приняла участие в работе конференции «Основные направления цифровизации в Кыргызской

Читать далее

ОФ «ГИИП» разработал рекомендации по защите персональных данных избирателей для политических партий, наблюдателей и иных лиц

24.08.2020

Общественный фонд "Гражданская инициатива интернет политики" разработал рекомендации по защите персональных данных избирателей для политических партий, наблюдателей и иных лиц, привлекаемых

Читать далее

Серия онлайн курсов по повышению квалификации государственных служащих

24.08.2020

ОФ «Гражданская инициатива интернет политики» совместно с Государственной кадровой службы Кыргызской Республики запускают серию учебных онлайн курсов по повышению квалификации государственных

Читать далее