«БДК»: Компании с государственным участием должны переосмыслить ведение бизнеса

15.04.2011

 

Члены Бишекского Делового Клуба Бакай Жунушов и Эрмек Ниязов в своем заявлении рассказали о слабой корпоративной политике «Кыргызтелекома», о некомпетентности Совета директоров, о топ-менеджерах компании, о принадлежности к партиям и политсоветам.

13 апреля на некоторых информационных интернет-порталах был задан, пожалуй впервые, вопрос о корпоративной политике АО “Кыргызтелеком” (КТ). Данная компания, как известно, является крупнейшей телекоммуникационной корпорацией в республике. В ней работают 5 000 человек и ее доход составляет более 2 млрд. сом в год. На фоне сообщений о смене состава Совета директоров, приватизации компании и не предоставлении отчетности, мы задались вопросом: а не следует ли провести масштабную реорганизацию компании и пересмотреть ее деятельность? И было получено несколько доказательств тому, что это надо было сделать уже давно, и теперь время играет против нас. Говориться в сообщении Бакая Жунушова и Эрмека Ниязова.

13 апреля состоялось собрание акционеров КТ, где заслушали отчет правления и провели выборы в Совет директоров (СД). По их словам, КТ не отличается от всех других компаний с государственным участием по части корпоративного управления. Слабое корпоративное управление в компании не позволяет ей развиваться в достаточной степени. Налицо отсутствие какого-либо сотрудничества между Советом директоров и правлением, и слабый контроль за соблюдением национальных интересов. Совет Директоров, принимая годовые отчеты Правления, не в состоянии оценить бизнес КТ и не в состоянии определить стратегические направления развития, что является, по сути, их прямой обязанностью. Некомпетентность Совета директоров на руку правлению, и топ-менеджеры КТ сами принимают решения и рисуют себе план развития, зная о полной некомпетентности СД. Если посмотрим на процесс формирования СД, то увидим следующую картину: состав СД выбирает Мингосимущество, как держатель более 77% акций КТ. В то же время, политику данного министерства, как и всего правительства, формирует ЖК КР, а в нем коалицию большинства составляют СДПК, Ата журт и Республика. Возможно, именно этим и объясняется то, что в новый состав СД входят члены политсоветов и их родственники. Разве критерием для СД не должны быть профессионализм, управленческие навыки, стратегическое мышление, задаются вопросом члены БДК. «Пока мы видим только один критерий- принадлежность к вышеназванным партиям и их политсоветам,» — констатируют Бакай Жунушов и Эрмек Ниязов.

Здесь вспоминается избрание СД КТ в 2004 году. Тогда был объявлен конкурс на новый состав СД, который проводился Фондом государственного имущества. Даже в том случае результаты конкурса не были обнадеживающими, учитывая заинтересованность Айдара Акаева в назначении лояльных ему людей. Но все же, наблюдалось хотя бы стремление обеспечить прозрачность и открытость.

Вообще, на практике слабый состав СД на руку правлению, которое пользуясь этим, проводит свою работу по своему усмотрению в свою выгоду. Из финансовой отчетности компании видно, что финансовые показатели ежегодно ухудшаются стремительными темпами, и будет совсем не удивительно, если в скором времени компания вдруг окажется убыточной. За 2 года в период с 2007 по 2009 год прибыль компании после уплаты налогов упала в 13 раз (!) с 276 млн.сом до 21 млн.сом, но при этом выручка компании осталась на одном уровне.

При нормальной корпоративной политике и компетентном составе СД, собственник уже давно спросил бы топ- менеджмент о причинах низкой эффективности управления вверенным ему бизнесом, а не получив должного ответа, уволил бы такой менеджмент. Но мы наблюдаем другую картину: менеджмент работает вопреки всем цифрам и здравому смыслу.

Провалов управления государством данной компании, и, соответственно деятельности Мингосимущества и Правления компании, достаточно много. Первым из них является то, что к сожалению, КТ так и не представил план стратегического развития. Никто так и не знает, как будет развиваться компания, куда идет и какую выгоду от этого получит общество. Данный план должен обосновать инвестиционную политику и дальнейшую приватизацию. К этому множеству провалов можно также отнести и плохой маркетинг, и продажи дополнительных услуг (VAS), и отсутствие пакетов минут разговора на фиксированные линии и мобильные сети, и недостаточное качество услуг компании, и слабую деятельность службы поддержки клиентов и колл-центра и, наконец, почему интернет предоставляется только через собственный land line. Кстати, в отношении последнего есть предположения, что либо имеется сговор, либо топ-менеджмент КТ входит в состав местных интернет-компаний, т.к. КТ не проводит оптоволоконные сети к потребителям, и фактически этот вид бизнеса оставлен только для интернет-компаний.

В целом, мы снова вернулись к вопросу о необходимости внедрения корпоративного управления в компаниях с государственной собственностью. И мы будем благодарны, если участие ЖК КР в этом процессе будет сводиться только лишь к обеспечению справедливости в этих вопросах, а не в продвижении и назначении своих людей, говорится в конце заявления.

Читать далее:

ОФ «ГИИП» принял участие на конференции «Основные направления цифровизации в Кыргызстане»

28.12.2020

Сегодня, 28 декабря, директор Общественного фонда "Гражданская инициатива интернет политики" Татту Мамбеталиева приняла участие в работе конференции «Основные направления цифровизации в Кыргызской

Читать далее

ОФ «ГИИП» разработал рекомендации по защите персональных данных избирателей для политических партий, наблюдателей и иных лиц

24.08.2020

Общественный фонд "Гражданская инициатива интернет политики" разработал рекомендации по защите персональных данных избирателей для политических партий, наблюдателей и иных лиц, привлекаемых

Читать далее

Серия онлайн курсов по повышению квалификации государственных служащих

24.08.2020

ОФ «Гражданская инициатива интернет политики» совместно с Государственной кадровой службы Кыргызской Республики запускают серию учебных онлайн курсов по повышению квалификации государственных

Читать далее