Законопроект для усиления взаимодействия правоохранительных органов и операторов связи недоработан и вынудит последних закрыться, — ГИИП

26.03.2010

Депутаты Жогорку Кенеша Кыргызстана 25 марта приняли проект закона «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты» (Закон «Об оперативно-розыскной деятельности», Закон «Об электрической и почтовой связи»), в который вошли ряд дополнений, ужесточающих контроль за персональными данными граждан.

Депутаты Жогорку Кенеша Кыргызстана 25 марта приняли проект закона «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты» (Закон «Об оперативно-розыскной деятельности», Закон «Об электрической и почтовой связи»), в который вошли ряд дополнений, ужесточающих контроль за персональными данными граждан.

Глава общественного фонда «Гражданская инициатива интернет-политики» Татту Мамбеталиева выразила мнение, что данный закон не до конца проработан и не обсужден должным образом с общественностью. Об этом она сообщила в интервью агентству АКИpress.

— Что ждет и как отразятся данные дополнения и поправки на операторах связи?

— Согласно новым дополнениям в Закон КР «Об электрической и почтовой связи», операторы связи будут обязаны приобретать за собственные средства оборудование для проведения оперативно-розыскных мероприятий на сетях и каналах связи, что налагает на них дополнительные финансовые обязательства перед государством. Такое оборудование и программное обеспечение стоит больших денег и позволить себе его могут только крупные компании. Мелким операторам связи это будет не под силу, и, скорее всего, они будут вынуждены прекратить свою предпринимательскую деятельность. Как вариант — операторы перенесут эти расходы на рядовых пользователей мобильной связью в виде повышения стоимости тарифов.

— Кто эти мелкие операторы?

— Это, допустим, интернет-провайдеры домашних сетей и менее крупные организации в области связи. Для них эти расходы могут оказаться очень накладными. То есть в их случае речь идет не о прослушивании телефонных разговоров, а о контроле интернет-трафика. Спецслужбы пытаются установить это оборудование с 2008 года, у некоторых крупных операторов такое оборудование уже стоит. Мы выступали совместно с Ассоциацией операторов связи Кыргызстана (АОС) с тем, чтобы узаконить такое оборудование, так как если об этом станет известно широкой общественности, то встанет вопрос о конституционных правах на защиту частной жизни граждан. ГСНБ разрабатывает этот законопроект и таким образом выполняет свои обещания, но он оказался недоработанным.

— Как этот закон затрагивает персональные данные граждан?

— Согласно принятому новому закону, правоохранительные органы получают возможность устанавливать оборудование для прослушивания и перехвата информации за счет самих компаний. Вызывает сомнение согласованность данной нормы с законами «Об информации персонального характера» и фундаментальными правами гражданина и человека, закрепленными в Конституции Кыргызстана. Также хотели бы отметить «размытость» определения новой введенной причины получения персональной информации («добывание информации о событиях или деяниях, создающих угрозу национальной, военной, экономической или экологической безопасности КР»), которая в случае необходимости может трактоваться в угоду определенных людей или групп.

— Каковы ваши основные опасения с принятием этого закона?

— Нас беспокоит кроме экономической стороны вопроса тот момент, что внесены поправки в положение «О приостановлении деятельности любых сетей и средств связи». Теперь любой следователь, возбудивший уголовное дело, без ведома Госагентства связи может приостановить деятельность любого сотового оператора и интернет-провайдера без указания срока. Это нонсенс! Основные претензии к законопроекту заключаются в том, что эти поправки — прямое вмешательство в предпринимательскую деятельность путем приостановления его деятельности на основании решения любого следователя и лица, ведущего следственные действия. Возможно, разработчики законопроекта не преследовали таких целей, а просто недосмотрели, но в результате мы получили такой нормативный акт.

Источник: ИА АКИpress

Депутаты Жогорку Кенеша Кыргызстана 25 марта приняли проект закона «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты» (Закон «Об оперативно-розыскной деятельности», Закон «Об электрической и почтовой связи»), в который вошли ряд дополнений, ужесточающих контроль за персональными данными граждан.

Глава общественного фонда «Гражданская инициатива интернет-политики» Татту Мамбеталиева выразила мнение, что данный закон не до конца проработан и не обсужден должным образом с общественностью. Об этом она сообщила в интервью агентству АКИpress.

Глава общественного фонда «Гражданская инициатива интернет-политики» Татту Мамбеталиева выразила мнение, что данный закон не до конца проработан и не обсужден должным образом с общественностью. Об этом она сообщила в интервью агентству АКИpress.

— Что ждет и как отразятся данные дополнения и поправки на операторах связи?

— Согласно новым дополнениям в Закон КР «Об электрической и почтовой связи», операторы связи будут обязаны приобретать за собственные средства оборудование для проведения оперативно-розыскных мероприятий на сетях и каналах связи, что налагает на них дополнительные финансовые обязательства перед государством. Такое оборудование и программное обеспечение стоит больших денег и позволить себе его могут только крупные компании. Мелким операторам связи это будет не под силу, и, скорее всего, они будут вынуждены прекратить свою предпринимательскую деятельность. Как вариант — операторы перенесут эти расходы на рядовых пользователей мобильной связью в виде повышения стоимости тарифов.

— Кто эти мелкие операторы?

— Это, допустим, интернет-провайдеры домашних сетей и менее крупные организации в области связи. Для них эти расходы могут оказаться очень накладными. То есть в их случае речь идет не о прослушивании телефонных разговоров, а о контроле интернет-трафика. Спецслужбы пытаются установить это оборудование с 2008 года, у некоторых крупных операторов такое оборудование уже стоит. Мы выступали совместно с Ассоциацией операторов связи Кыргызстана (АОС) с тем, чтобы узаконить такое оборудование, так как если об этом станет известно широкой общественности, то встанет вопрос о конституционных правах на защиту частной жизни граждан. ГСНБ разрабатывает этот законопроект и таким образом выполняет свои обещания, но он оказался недоработанным.

— Как этот закон затрагивает персональные данные граждан?

— Согласно принятому новому закону, правоохранительные органы получают возможность устанавливать оборудование для прослушивания и перехвата информации за счет самих компаний. Вызывает сомнение согласованность данной нормы с законами «Об информации персонального характера» и фундаментальными правами гражданина и человека, закрепленными в Конституции Кыргызстана. Также хотели бы отметить «размытость» определения новой введенной причины получения персональной информации («добывание информации о событиях или деяниях, создающих угрозу национальной, военной, экономической или экологической безопасности КР»), которая в случае необходимости может трактоваться в угоду определенных людей или групп.

— Каковы ваши основные опасения с принятием этого закона?

— Нас беспокоит кроме экономической стороны вопроса тот момент, что внесены поправки в положение «О приостановлении деятельности любых сетей и средств связи». Теперь любой следователь, возбудивший уголовное дело, без ведома Госагентства связи может приостановить деятельность любого сотового оператора и интернет-провайдера без указания срока. Это нонсенс! Основные претензии к законопроекту заключаются в том, что эти поправки — прямое вмешательство в предпринимательскую деятельность путем приостановления его деятельности на основании решения любого следователя и лица, ведущего следственные действия. Возможно, разработчики законопроекта не преследовали таких целей, а просто недосмотрели, но в результате мы получили такой нормативный акт.

Источник: ИА АКИpress


— Что ждет и как отразятся данные дополнения и поправки на операторах связи?

— Согласно новым дополнениям в Закон КР «Об электрической и почтовой связи», операторы связи будут обязаны приобретать за собственные средства оборудование для проведения оперативно-розыскных мероприятий на сетях и каналах связи, что налагает на них дополнительные финансовые обязательства перед государством. Такое оборудование и программное обеспечение стоит больших денег и позволить себе его могут только крупные компании. Мелким операторам связи это будет не под силу, и, скорее всего, они будут вынуждены прекратить свою предпринимательскую деятельность. Как вариант — операторы перенесут эти расходы на рядовых пользователей мобильной связью в виде повышения стоимости тарифов.

— Кто эти мелкие операторы?

— Это, допустим, интернет-провайдеры домашних сетей и менее крупные организации в области связи. Для них эти расходы могут оказаться очень накладными. То есть в их случае речь идет не о прослушивании телефонных разговоров, а о контроле интернет-трафика. Спецслужбы пытаются установить это оборудование с 2008 года, у некоторых крупных операторов такое оборудование уже стоит. Мы выступали совместно с Ассоциацией операторов связи Кыргызстана (АОС) с тем, чтобы узаконить такое оборудование, так как если об этом станет известно широкой общественности, то встанет вопрос о конституционных правах на защиту частной жизни граждан. ГСНБ разрабатывает этот законопроект и таким образом выполняет свои обещания, но он оказался недоработанным.

— Как этот закон затрагивает персональные данные граждан?

— Согласно принятому новому закону, правоохранительные органы получают возможность устанавливать оборудование для прослушивания и перехвата информации за счет самих компаний. Вызывает сомнение согласованность данной нормы с законами «Об информации персонального характера» и фундаментальными правами гражданина и человека, закрепленными в Конституции Кыргызстана. Также хотели бы отметить «размытость» определения новой введенной причины получения персональной информации («добывание информации о событиях или деяниях, создающих угрозу национальной, военной, экономической или экологической безопасности КР»), которая в случае необходимости может трактоваться в угоду определенных людей или групп.

— Каковы ваши основные опасения с принятием этого закона?

— Нас беспокоит кроме экономической стороны вопроса тот момент, что внесены поправки в положение «О приостановлении деятельности любых сетей и средств связи». Теперь любой следователь, возбудивший уголовное дело, без ведома Госагентства связи может приостановить деятельность любого сотового оператора и интернет-провайдера без указания срока. Это нонсенс! Основные претензии к законопроекту заключаются в том, что эти поправки — прямое вмешательство в предпринимательскую деятельность путем приостановления его деятельности на основании решения любого следователя и лица, ведущего следственные действия. Возможно, разработчики законопроекта не преследовали таких целей, а просто недосмотрели, но в результате мы получили такой нормативный акт.

Источник: ИА АКИpress

Читать далее:

«Защита персональных данных избирателей» ОФ ГИИП проводит тренинг для ЦИК КР

22.07.2021

23 июля 2021 года Общественный фонд "Гражданская инициатива интернет политики" проводит тренинг на тему "Рекомендации по защите персональных данных избирателей в период подготовки и проведения

Читать далее

ОФ «ГИИП» принял участие на конференции «Основные направления цифровизации в Кыргызстане»

28.12.2020

Сегодня, 28 декабря, директор Общественного фонда "Гражданская инициатива интернет политики" Татту Мамбеталиева приняла участие в работе конференции «Основные направления цифровизации в Кыргызской

Читать далее

ОФ «ГИИП» разработал рекомендации по защите персональных данных избирателей для политических партий, наблюдателей и иных лиц

24.08.2020

Общественный фонд "Гражданская инициатива интернет политики" разработал рекомендации по защите персональных данных избирателей для политических партий, наблюдателей и иных лиц, привлекаемых

Читать далее