Законопроект для усиления взаимодействия правоохранительных органов и операторов связи недоработан и вынудит последних закрыться, — ГИИП

26.03.2010

Депутаты Жогорку Кенеша Кыргызстана 25 марта приняли проект закона «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты» (Закон «Об оперативно-розыскной деятельности», Закон «Об электрической и почтовой связи»), в который вошли ряд дополнений, ужесточающих контроль за персональными данными граждан.

Депутаты Жогорку Кенеша Кыргызстана 25 марта приняли проект закона «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты» (Закон «Об оперативно-розыскной деятельности», Закон «Об электрической и почтовой связи»), в который вошли ряд дополнений, ужесточающих контроль за персональными данными граждан.

Глава общественного фонда «Гражданская инициатива интернет-политики» Татту Мамбеталиева выразила мнение, что данный закон не до конца проработан и не обсужден должным образом с общественностью. Об этом она сообщила в интервью агентству АКИpress.

— Что ждет и как отразятся данные дополнения и поправки на операторах связи?

— Согласно новым дополнениям в Закон КР «Об электрической и почтовой связи», операторы связи будут обязаны приобретать за собственные средства оборудование для проведения оперативно-розыскных мероприятий на сетях и каналах связи, что налагает на них дополнительные финансовые обязательства перед государством. Такое оборудование и программное обеспечение стоит больших денег и позволить себе его могут только крупные компании. Мелким операторам связи это будет не под силу, и, скорее всего, они будут вынуждены прекратить свою предпринимательскую деятельность. Как вариант — операторы перенесут эти расходы на рядовых пользователей мобильной связью в виде повышения стоимости тарифов.

— Кто эти мелкие операторы?

— Это, допустим, интернет-провайдеры домашних сетей и менее крупные организации в области связи. Для них эти расходы могут оказаться очень накладными. То есть в их случае речь идет не о прослушивании телефонных разговоров, а о контроле интернет-трафика. Спецслужбы пытаются установить это оборудование с 2008 года, у некоторых крупных операторов такое оборудование уже стоит. Мы выступали совместно с Ассоциацией операторов связи Кыргызстана (АОС) с тем, чтобы узаконить такое оборудование, так как если об этом станет известно широкой общественности, то встанет вопрос о конституционных правах на защиту частной жизни граждан. ГСНБ разрабатывает этот законопроект и таким образом выполняет свои обещания, но он оказался недоработанным.

— Как этот закон затрагивает персональные данные граждан?

— Согласно принятому новому закону, правоохранительные органы получают возможность устанавливать оборудование для прослушивания и перехвата информации за счет самих компаний. Вызывает сомнение согласованность данной нормы с законами «Об информации персонального характера» и фундаментальными правами гражданина и человека, закрепленными в Конституции Кыргызстана. Также хотели бы отметить «размытость» определения новой введенной причины получения персональной информации («добывание информации о событиях или деяниях, создающих угрозу национальной, военной, экономической или экологической безопасности КР»), которая в случае необходимости может трактоваться в угоду определенных людей или групп.

— Каковы ваши основные опасения с принятием этого закона?

— Нас беспокоит кроме экономической стороны вопроса тот момент, что внесены поправки в положение «О приостановлении деятельности любых сетей и средств связи». Теперь любой следователь, возбудивший уголовное дело, без ведома Госагентства связи может приостановить деятельность любого сотового оператора и интернет-провайдера без указания срока. Это нонсенс! Основные претензии к законопроекту заключаются в том, что эти поправки — прямое вмешательство в предпринимательскую деятельность путем приостановления его деятельности на основании решения любого следователя и лица, ведущего следственные действия. Возможно, разработчики законопроекта не преследовали таких целей, а просто недосмотрели, но в результате мы получили такой нормативный акт.

Источник: ИА АКИpress

Депутаты Жогорку Кенеша Кыргызстана 25 марта приняли проект закона «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты» (Закон «Об оперативно-розыскной деятельности», Закон «Об электрической и почтовой связи»), в который вошли ряд дополнений, ужесточающих контроль за персональными данными граждан.

Глава общественного фонда «Гражданская инициатива интернет-политики» Татту Мамбеталиева выразила мнение, что данный закон не до конца проработан и не обсужден должным образом с общественностью. Об этом она сообщила в интервью агентству АКИpress.

Глава общественного фонда «Гражданская инициатива интернет-политики» Татту Мамбеталиева выразила мнение, что данный закон не до конца проработан и не обсужден должным образом с общественностью. Об этом она сообщила в интервью агентству АКИpress.

— Что ждет и как отразятся данные дополнения и поправки на операторах связи?

— Согласно новым дополнениям в Закон КР «Об электрической и почтовой связи», операторы связи будут обязаны приобретать за собственные средства оборудование для проведения оперативно-розыскных мероприятий на сетях и каналах связи, что налагает на них дополнительные финансовые обязательства перед государством. Такое оборудование и программное обеспечение стоит больших денег и позволить себе его могут только крупные компании. Мелким операторам связи это будет не под силу, и, скорее всего, они будут вынуждены прекратить свою предпринимательскую деятельность. Как вариант — операторы перенесут эти расходы на рядовых пользователей мобильной связью в виде повышения стоимости тарифов.

— Кто эти мелкие операторы?

— Это, допустим, интернет-провайдеры домашних сетей и менее крупные организации в области связи. Для них эти расходы могут оказаться очень накладными. То есть в их случае речь идет не о прослушивании телефонных разговоров, а о контроле интернет-трафика. Спецслужбы пытаются установить это оборудование с 2008 года, у некоторых крупных операторов такое оборудование уже стоит. Мы выступали совместно с Ассоциацией операторов связи Кыргызстана (АОС) с тем, чтобы узаконить такое оборудование, так как если об этом станет известно широкой общественности, то встанет вопрос о конституционных правах на защиту частной жизни граждан. ГСНБ разрабатывает этот законопроект и таким образом выполняет свои обещания, но он оказался недоработанным.

— Как этот закон затрагивает персональные данные граждан?

— Согласно принятому новому закону, правоохранительные органы получают возможность устанавливать оборудование для прослушивания и перехвата информации за счет самих компаний. Вызывает сомнение согласованность данной нормы с законами «Об информации персонального характера» и фундаментальными правами гражданина и человека, закрепленными в Конституции Кыргызстана. Также хотели бы отметить «размытость» определения новой введенной причины получения персональной информации («добывание информации о событиях или деяниях, создающих угрозу национальной, военной, экономической или экологической безопасности КР»), которая в случае необходимости может трактоваться в угоду определенных людей или групп.

— Каковы ваши основные опасения с принятием этого закона?

— Нас беспокоит кроме экономической стороны вопроса тот момент, что внесены поправки в положение «О приостановлении деятельности любых сетей и средств связи». Теперь любой следователь, возбудивший уголовное дело, без ведома Госагентства связи может приостановить деятельность любого сотового оператора и интернет-провайдера без указания срока. Это нонсенс! Основные претензии к законопроекту заключаются в том, что эти поправки — прямое вмешательство в предпринимательскую деятельность путем приостановления его деятельности на основании решения любого следователя и лица, ведущего следственные действия. Возможно, разработчики законопроекта не преследовали таких целей, а просто недосмотрели, но в результате мы получили такой нормативный акт.

Источник: ИА АКИpress


— Что ждет и как отразятся данные дополнения и поправки на операторах связи?

— Согласно новым дополнениям в Закон КР «Об электрической и почтовой связи», операторы связи будут обязаны приобретать за собственные средства оборудование для проведения оперативно-розыскных мероприятий на сетях и каналах связи, что налагает на них дополнительные финансовые обязательства перед государством. Такое оборудование и программное обеспечение стоит больших денег и позволить себе его могут только крупные компании. Мелким операторам связи это будет не под силу, и, скорее всего, они будут вынуждены прекратить свою предпринимательскую деятельность. Как вариант — операторы перенесут эти расходы на рядовых пользователей мобильной связью в виде повышения стоимости тарифов.

— Кто эти мелкие операторы?

— Это, допустим, интернет-провайдеры домашних сетей и менее крупные организации в области связи. Для них эти расходы могут оказаться очень накладными. То есть в их случае речь идет не о прослушивании телефонных разговоров, а о контроле интернет-трафика. Спецслужбы пытаются установить это оборудование с 2008 года, у некоторых крупных операторов такое оборудование уже стоит. Мы выступали совместно с Ассоциацией операторов связи Кыргызстана (АОС) с тем, чтобы узаконить такое оборудование, так как если об этом станет известно широкой общественности, то встанет вопрос о конституционных правах на защиту частной жизни граждан. ГСНБ разрабатывает этот законопроект и таким образом выполняет свои обещания, но он оказался недоработанным.

— Как этот закон затрагивает персональные данные граждан?

— Согласно принятому новому закону, правоохранительные органы получают возможность устанавливать оборудование для прослушивания и перехвата информации за счет самих компаний. Вызывает сомнение согласованность данной нормы с законами «Об информации персонального характера» и фундаментальными правами гражданина и человека, закрепленными в Конституции Кыргызстана. Также хотели бы отметить «размытость» определения новой введенной причины получения персональной информации («добывание информации о событиях или деяниях, создающих угрозу национальной, военной, экономической или экологической безопасности КР»), которая в случае необходимости может трактоваться в угоду определенных людей или групп.

— Каковы ваши основные опасения с принятием этого закона?

— Нас беспокоит кроме экономической стороны вопроса тот момент, что внесены поправки в положение «О приостановлении деятельности любых сетей и средств связи». Теперь любой следователь, возбудивший уголовное дело, без ведома Госагентства связи может приостановить деятельность любого сотового оператора и интернет-провайдера без указания срока. Это нонсенс! Основные претензии к законопроекту заключаются в том, что эти поправки — прямое вмешательство в предпринимательскую деятельность путем приостановления его деятельности на основании решения любого следователя и лица, ведущего следственные действия. Возможно, разработчики законопроекта не преследовали таких целей, а просто недосмотрели, но в результате мы получили такой нормативный акт.

Источник: ИА АКИpress

Читать далее:

ОФ «ГИИП» принял участие на конференции «Основные направления цифровизации в Кыргызстане»

28.12.2020

Сегодня, 28 декабря, директор Общественного фонда "Гражданская инициатива интернет политики" Татту Мамбеталиева приняла участие в работе конференции «Основные направления цифровизации в Кыргызской

Читать далее

ОФ «ГИИП» разработал рекомендации по защите персональных данных избирателей для политических партий, наблюдателей и иных лиц

24.08.2020

Общественный фонд "Гражданская инициатива интернет политики" разработал рекомендации по защите персональных данных избирателей для политических партий, наблюдателей и иных лиц, привлекаемых

Читать далее

Серия онлайн курсов по повышению квалификации государственных служащих

24.08.2020

ОФ «Гражданская инициатива интернет политики» совместно с Государственной кадровой службы Кыргызской Республики запускают серию учебных онлайн курсов по повышению квалификации государственных

Читать далее