О фонде

07.09.2017

 

Общественный фонд «Гражданские Инициативы Интернет Политики» (ГИИП) является негосударственной некоммерческой организацией, зарегистрированной в соответствии с требованиями законодательства Кыргызской Республики  в 2001 году. Основной миссией ГИИП является стимулирование законодательных и регулятивных реформ ИКТ политики, которые обеспечивают прозрачное и предсказуемое регулирование, наличие конкуренции, и свободный доступ граждан к телекоммуникационным услугам и информационным ресурсам.

ГИИП достиг существенных результатов во многих областях развития ИКТ, включая совершенствование законодательства и продвижении интересов гражданского общества в развитии свободы интернета. В 2002 году Фонд «ГИИП» был инициатором разработки “Национальной Стратегии для Развития ИКТ в Кыргызской Республике”, которая являлась ключевым политическим документом, определяющей ИКТ как один из приоритетных направлений государственной деятельности. ГИИП был одним из разработчиков закона «Об электронной цифровой подписи». В 2013-2014 году эксперты ГИИП участвовали в разработке Программы Правительства Кыргызской Республики по внедрению электронного управления («электронное правительство») в государственных органах исполнительной власти и органах местного самоуправления Кыргызской Республики на 2014-2017 годы.

За период с 2001 по 2018 годы ГИИП выступил разработчиком более десятка законов и более 30 юридических заключений на различные виды законодательных инициатив, провел экспертизу и инициировал внесение поправок во многие законы в сфере ИКТ, в том числе разработал новые принятые Законы Кыргызской Республики  «Об электронном управлении»,  «Об электронной подписи»,  изменения в Законы «Об информации персонального характера»,   «О государственных и муниципальных услугах», «О лицензионно-разрешительной системе», «О доступе к информации,  находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления», «Об электрической и почтовой связи» и другие. Также ГИИП выступил разработчиком целого ряда нормативных правовых актов на уровне Правительства, регулирующих сферу применения информационных технологий.

Команда ГИИП принимала непосредственное участие в разработке проекта Концепции цифровой трансформации «Таза Коом» — общенациональной программы цифровой трансформации государства, проекта Плана мероприятий по реализации Концепции «Таза Коом», Положения о Совете по электронному управлению («Таза Коом»). Таким образом, ГИИП был в числе инициаторов и разработчиков амбициозного проекта цифровой трансформации, непосредственного обсуждения всех идей и целей этой программы по построению цифрового общества на основе инноваций, знаний и использования информационных технологий.

ГИИП также вовлечен как в качестве правовых экспертов, так и в качестве IT консультантов к таким проектам, как фискализация налоговых процедур (ГИИП принимал непосредственное участие в разработке изменений в Налоговых кодекс, касающихся электронных процедур сдачи отчетности, получения электронных патентов, применения виртуальных ККМ и др.); внедрения электронного патента, электронной регистрации юридических лиц совместно с Министерством юстиции (ГИИП – соавтор изменений в законодательство о регистрации); электронного нотариата, принимая участие в разработке нового законодательства и информационной системы. И многих других, реализуемых за последний год в рамках «Таза Коом».  Представители ГИИП являются членами Совета по электронному управлению («Таза Коом») при Правительстве Кыргызской Республики.  В рамках проводимой работы по запуску «Таза Коом» ГИИП составлен список ста нормативно-правовых актов, которые необходимо разработать и принять в перспективе ближайших пяти лет. ГИИП принимал непосредственное участие в организации и проведении Международного форума «Программа Цифровой Трансформации «Таза Коом» и Глобальные цели устойчивого развития», которое было организовано в целях создания площадки, консолидации и скоординирования международных организаций, оказывающих содействие в развитии Кыргызстана в сфере ИКТ, с целью привлечения иностранных инвестиций в Кыргызскую Республику и развития бизнеса в стране.

 

Основными результатами проводимых за последние 3 года Фондом «ГИИП» деятельности в сфере формирования национальной политики являются: 

  • В 2013 году ГИИП участвовал в разработке Стратегии электронного управления на 2014-2017 годы, в рамках которой зафиксированы требуемые изменения в законодательство для возможности получения государственных услуг в электронном формате, формирования электронных баз данных и информационных систем, инициатив открытых данных. Подготовлен аналитический отчет по реформе законодательства в части перехода на электронное управление, доступа к информации через Интернет, который взят за основу правительством по реформе законодательства в данной сфере.
  • На основании анализа реализации Закона «О доступе к информации, находящихся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления», который подготовил ГИИП, разработаны и внесены в Жогорку Кенеш, Правительство следующие нормативные правовые акты:
  1. Проект Закона Кыргызской Республики о внесении изменений и дополнений в Законы Кыргызской Республики  “О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления»,  «О порядке рассмотрения обращений граждан»,  которым  Предложено радикальное  сокращение сроков предоставления ответов на запросы  с 14-30 дней до 48 часов и  5 рабочих дней с момента получения письменного запроса; введено обязательство размещать на ведомственных сайтах в сети Интернет информацию о деятельности государственных органов,  включая обобщенную информацию о работе с обращениями граждан, бюджете и т.п..
  2. Инструкция о порядке и механизмах координации и межведомственного взаимодействия органов госвласти в период чрезвычайных и кризисных ситуаций, которая служит основой для единого, скоординированного и согласованного взаимодействия по информированию населения о прогнозируемых и произошедших чрезвычайных и кризисных ситуациях, ходе их ликвидации и принимаемых правительством мерах по обеспечению жизнедеятельности населения. Указанная Инструкция утверждена распоряжением Премьер-министра Кыргызской Республики от 09.07.2015 г.
  3. Подготовлен проект Закона о внесении изменений в закон «Об информации персонального характера», усиливающих ответственность за защиту персональных данных;
  4. Разработан проект базового закона «Об электронном управлении», который закладывает архитектуру электронного управления, инфраструктуру электронных услуг, условия электронного межведомственного взаимодействия, принципы создания государственных информационных систем. В настоящее время указанный законопроект готовится к вынесению на общественное обсуждение и процедуре согласования с государственными органами (через Министерство экономики). Закон принят Жогорку Кенешем и вступил в силу в июле 2017 года.
  5. Разработан новый проект Закона «Об электронной подписи», который ввел новые принципы регулирования правоотношений по использованию электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, а также при совершении юридически значимых действий. Одним из главных достижений этого закона является впервые сформулированный принцип технологической нейтральности: право участников электронного взаимодействия по своему усмотрению использовать любой вид электронной подписи; возможность использования участниками электронного взаимодействия по их усмотрению любой технологии и (или) технических средств, позволяющих выполнить требования настоящего Закона применительно к использованию конкретных видов электронной подписи. Закон соответствует международным стандартам в сфере использования электронных подписей, в том числе при информационном взаимодействии с использованием простых электронных подписей (без криптографии) и электронных подписей, созданных на различных технологиях (например, RSA). Указанный Закон также принят и вступил в силу в июле 2017 года. Нормативные правовые акты подзаконного характера, направленные на применение ИКТ. В том числе:

 

  • Требования к защите информации, содержащейся в базах данных государственных информационных систем (утверждены постановлением Правительства Кыргызской Республики от 21.11.2017 года № 762),
  • Требований к обеспечению безопасности и защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные уровни защищенности персональных данных (утверждены постановлением Правительства Кыргызской Республики от 21 ноября 2017 года № 760);
  • Порядок получения согласия субъекта персональных данных на сбор и обработку его персональных данных, порядок и форма уведомления субъектов персональных данных о передаче их персональных данных третьей стороне (утверждены постановлением Правительства Кыргызской Республики от 21 ноября 2017 года № 759), и ряда других
  • ГИИП выступил лидером команды разработчиков пакета нормативно-правовых актов для перехода на цифровое вещание. Одним из достижений ГИИП является предложение по отмене лицензий на телерадиовещание, соответствующий проект закона направлен на рассмотрение Жогорку Кенеша. Были предложены соответствующие изменения в законы «Об электрической связи», «О лицензионно-разрешительной системе», «О телевидении и радиовещании».
  • С 2015 года, выступая за внедрение принципов свободного доступа к информации, свободы распространения информации в сети Интернет, ГИИП совместно с партнерами из гражданского и бизнес сообщества фактически заблокировал инициативу правоохранительных органов о внесудебной блокировке ресурсов в сети Интернет, предложив альтернативный вариант решения проблемы. ГИИП убедил членов рабочей группы – представителей правоохранительных и регулятивных органов в необходимости блокировки экстремистского контента в сети Интернет (сайтов, информ.ресурсов)  исключительно на основании судебного акта,  предложив ускоренную судебную процедуру рассмотрения таких исков. Предложенный законопроектом комплекс мер процедурного и правоприменительного характера позволит правоохранительным органам, прокуратуре, судам более эффективно бороться с распространением экстремистских материалов в любой информационной среде, включая Интернет пространство. На сегодняшний день проект Закона (о внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс, Закон «О противодействии экстремистской деятельности»), разработанный ГИИП, принят Жогорку Кенешем и введен в действие в 2017 году. ГИИП добился, чтобы ограничение доступа к Интернет происходило только на основании судебного решения. На обсуждении в рабочей группе Госкомитета информационных технологий и связи, членом которой являются представители ГИИП, находится Инструкция о порядке взаимодействия с операторами связи по исполнению решений суда, где продвигается концепция «Take-dawn content» на основе международных принципов работы сети Интернет и правил крупных контентодержателей.
  • В 2016- 2017 г.г. ГИИП проводил эдвокаси-кампания в целях совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей использование системы оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ). В результате были разработаны законопроект “О внесении изменений в Уголовный кодекс”, закон “Об оперативно-розыскной деятельности”, внесены изменения в закон “Об электрической и почтовой связи”.   Инициатива заключается в создании условий для системы надзора одного правоохранительного органа над другим, что может стимулировать прозрачность процедур. Тем самым ГИИП участвует в создании условий для соблюдения баланса между свободой прав человека и безопасностью в Интернет
  • В 2017 году ГИИП проведена огромная работа по анализу действующего законодательства Кыргызской Республики, регулирующего сферу информационной и кибербезопасности, для оценки существующей ситуации с правовым регулированием данной сферы, выявления пробелов в целях выработки рекомендаций по их восполнению. Изучен опыт зарубежных стран (ЕС, СНГ), сделан обзор международной практики в сфере кибербезопасности, изучены модельные законы стран СНГ (таких как Российская Федерация, Эстония, Молдова, Казахстан, Грузия), документы и стандарты МСКО, в том числе инициативы в сфере информационной безопасности и способов защиты данных. Проведен подробный анализ и оценка действующих в Кыргызской Республике нормативных правовых актов, необходимых для обеспечения кибербезопасности на предмет выявления упущений, противоречий, в том числе в используемой терминологии, необходимости гармонизации с успешной международной практикой в этой сфере. Анализ выявил большое количество пробелов, включая отсутствие концептуального документа, который позволил бы обеспечить единство подходов к формированию и реализации общенациональной политики обеспечения безопасности защищаемых законом видов информации, защиты электронных информационных ресурсов и систем, информационно-коммуникационной инфраструктуры, а также методологической базы и нормативных правовых актов, регулирующих сферу безопасного использования ИКТ. Взятый за основу аналитический материал ГИИП и разработанные нами рекомендации были использованы для составления концептуального документа по кибербезопасности.  ГИИП непосредственно принимал участие в составе рабочей группы по разработке Концепции кибербезопасности совместно с Советом безопасности КР.

Таким образом, ГИИП имеет значительный опыт работы почти со всеми участниками ИКТ политики в Кыргызской Республике. ГИИП инициирует диалоги и достигает обоснованного консенсуса среди предпринимателей, правительственных и общественных структур, учебных учреждений, и международных организаций, которые принимают активное участие в развитии Интернет и информационных технологий в целом, формирующих общественное мнение, поддерживая принципы, необходимые для развития Интернета. ГИИП является инициатором создания многих новых игроков в ИКТ сфере: ассоциаций (Ассоциация операторов связи – которая призвана защищать интересы операторов связи в КР), общественных объединений (Общественное объединение Интернет кафе, Общественное объединение «Интернет движение»). Фонд также активно участвовал в создании Кыргызской Ассоциации Разработчиков Программного Обеспечения.

ГИИП является активным участником Евроазиатской сети по информационной политике (ЕСИП), которая создана по инициативе представителей стран Центральной Азии, Кавказа и России. Сеть объединила высокопрофессиональных специалистов в области информационной политики Азербайджана, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана и России. ЕСИП намерена активно участвовать в процессе демократизации государственной и общественной жизни посредством расширения равного, свободного и справедливого доступа к интернету и повышения роли общественных институтов и граждан в принятии государственными органами решений в сфере применения информационно-коммуникационных технологий.

ГИИП является субрегиональным координатором по странам СНГ проекта Инициативы открытых сетей http://opennet.net, организованного Университетами Торонто и Кэмбриджа. В рамках данного проекта ГИИП осуществляет постоянный мониторинг Интернета, который направлен на выявление скрытых хакерских атак или фильтраций, со стороны заинтересованных лиц, к какой-либо информации в Интернете. Главная цель мониторинга – обеспечение равных прав на доступ к информации для всех участников информационной среды, предупреждение нарушений прав человека на свободу доступа к информации и свободу выражения.

В сентябре 2006 года ГИИП запустил большую программу по информационной безопасности, в рамках которой по настоящее время проводятся тренинги для представителей НПО, журналистов и правозащитников. Программа была поддержана Институтом Открытого Общества, HIVOS, Фондом Сорос-Кыргызстан и Демократической Комиссией. Целью программы является усиление знаний и практических навыков среди гражданского общества в области информационной безопасности. Более 800 человек по всей Центральной Азии получили новые знания по системам информационной безопасности, защите от несанкционированного вмешательства и злоупотребления в информационных системах организаций.

С начала своей деятельности ГИИП успешно реализовал около 70 проектов. Основными являются проекты по совершенствованию интернет политики, проведению реформ в сфере регулирования телекоммуникаций, проекты по информационной безопасности в центрально-азиатском регионе, проекты по улучшению доступа сельских жителей к коммуникациям, проведение мониторингов Интернета с целью оценки открытости и свободы доступа к ресурсам Интернета, а также проекты по продвижение открытых лицензий и развитию свободного и открытого программного обеспечения на базе linux.

Междисциплинарная команда ОФ «Гражданская Инициатива Интернет Политики» состоит из специалистов-юристов, имеющих многолетний опыт в проведении юридической экспертизы, разработки НПА, подзаконных актов и других юридических документов в области ИКТ, регулирования телекоммуникаций, и их последующего лоббирования, эксперта по вопросам государственного управления и технического специалиста с опытом работы в области информационной и кибер безопасности, а также построения инфраструктурных систем для управления процессами.

Проекты, реализованные ОФ «ГИИП» за последние годы

# Project title Granting organization Project Period
Supporting youth resilience to online propaganda of violent extremism in Kyrgyzstan Hedayah 15.02.2018 — 14.02.2019
Support to e-Governance Reforms Framework — Introduction of E-Patent for SMEs EBRD 26.01.2018 — 01.1020.18
Support to e-Governance Reforms Framework — Introduction of E-Notary EBRD 26.0120.18 — 01.10.2018
Support to Electronic Registration of Businesses — Legal Support EBRD 11.12.2017 — 30.06.2018
Digital Rights School The Foundation to Promote Open Society 01.08.2017 — 31.07.2018
Legislative basis for securing internet freedom Soros Foundation Kyrgyzstan 01.10.2017 — 30.06.2018
Assisting the Kyrgyz Republic in conducting democratic elections in 2016 and 2017 OSCE 05.10.2017 —  20.12.2017

 

Support of TazaKoom EBRD 07.06.2017 — 11.07.2017
Initiatives of Civil Society on Reforms of Election System in the Kyrgyz Republic European Commission 15.03.2017 — 14.03.2019
CyberSAR SecDev Foundation 13.03.2017 — 14.04.2017
Eurasian Telecom Accountability The Foundation to Promote Open Society 01.01.2017 — 30.09.2017
Support for policy development regarding security threats in the information sphere (notably online radicalization) The British Embassy  in Bishkek 01.12.2016 — 01.03.2017
National information repository of free TV content and video chronicle o f the KR Soros Foundation Kyrgyzstan 01.12.2016 — 31.05.2017
Facilitating Parliament, voter education and election observation USAID 01.09.2016 — 31.08.2019
Promoting national dialogue and capacity building on information security needs of the Kyrgyz Republic OSCE 04.04.2016 — 03.12.2016
Assisting the Kyrgyz Republic in conducting local elections in 2016 OSCE 01.04.2016 — 30.06.2016
The regulatory and technical aspects of information security in cyberspace (conference) SecDev Foundation 01.04.2016 — 31.06.2016
The First Central Asian Internet Governance Forum-2016 (conference) SecDev 01.04.2016 — 31.06.2016
Open Net Consortium SecDev 01.07.2015 — 01.07.2016
Digital Rights School Soros Foundation Kyrgyzstan 15.10.2015 — 30.11.2015
Open Data Soros Foundation Kyrgyzstan 01.06.2015 — 31.05.2016
Discussions on the opening of the state’s data Open Knowledge Foundation 01.04.2015 — 31.05.2015
Institutional support of CIIP Soros Kyrgyzstan 01.10.2014 — 30.09.2015
Institutional support of CIIP OSI-Europe 01.09.2014 — 31.08.2015
Government Press Service Reform OSCE 04.03.2013 – 30.11.2014
Development of human and institutional potential of state offices in order to provide public services Soros Foundation — Kyrgyzstan 01.12.2013 — 30.04.2014
Regional Net of Micro Radio Stations GIZ 01.12.2013 — 31.07.2014
Promoting Open Licenses Soros Foundation — Kyrgyzstan 01.11.2013 — 30.04.2014
Public control over the politicians’ activities by Politmer.kg International Media Support 01.10.2013 — 31.03.2014
Providing advocacy aimed at ensuring freedom of expression in Internet Democratic Commission 11.09.2013 — 11.09.2014
Increasing information security of youth organizations in Kazakhstan Soros Foundation — Kazakhstan 20.09.2013 — 20.03.2014
Institutional Support OSI — Europe 01.01.2013 — 31.12.2013
Public control over the politicians’ activities by Politmer.kg Democratic Commission 01.11.2012 — 01.05.2013
Public control over the politicians’ activities by Politmer.kg Soros Foundation — Kyrgyzstan 01.08.2012 — 01.11.2012
Regional Net of Micro Radio Stations US Embassy 01.03.2012 — 28.02.2013
Survey of values in the Kyrgyz society UNDP 18.07.2011 — 25.07.2012
Increasing of civic participation Soros Foundation — Kyrgyzstan 26.09.2011 — 27.02.2012
Monitoring election campaign and elections and monitoring Internet during elections Democratic Commission 15.09.2011 — 15.12.2011
Human Rights Monitoring and Conflict Prevention in the Kyrgyz Republic UN, OHCR 01.05.2011 – 30.06.2012
Addressing the Information Vacuum OSCE 01.04.2011 — 30.11.2011
Teaching Information Security and Advocacy in Southern Caucasus NED 01.02.2011 — 31.07.2011