Обзор сайтов государственных органов Кыргызстана

20.03.2013

В 2011 году Общественный Фонд «Гражданская Инициатива Интернет Политики» опубликовал исследование «Оценка государственных сайтов Кыргызской Республики», в котором был проведен обзор государственных сайтов и дана оценка эффективности информационной деятельности. Были рассмотрены 80 государственных сайтов.

Как показывает поверхностный анализ сайтов, участвовавших в исследовании, с тех пор некоторые госорганы предприняли усилия для улучшения собственных сайтов, но в целом значительной тенденции к изменению за 1,5 года не наблюдается. Государственные органы, не считая отдельных, по прежнему не уделяют достаточно внимания собственным сайтам в Интернете и предоставлению услуг населению через Интернет, в общем то и как информационной политике в целом. На мой взгляд это не одно из мелких упущений в работе со стороны Правительства, а достаточно большой минус в его работе. То есть одному из самых важных и первичных функций государственной власти — обеспечение информацией и информационное взаимодействие с обществом, не уделяется достаточного внимания.

Возможно причиной этого является то, что руководители госорганов понимают, что это не самая востребованная сторона их работы, так как основные претензии со стороны граждан и общества не к наличию сайта и его наполненности, а к другим направлениям деятельности. В какой то мере низкий уровень проникновения Интернета тоже не способствует и не подстегивает общество требовать от госорганов внедрения госуслуг и предоставления информации прежде всего в Интернете. В итоге это порождает порочный круг — когда граждане от госорганов ничего не ждут, а госорганы в ответ ничего гражданам не предоставляют. Также те, кто может влиять на деятельность Правительства — а это прежде всего сам Глава Правительства и вице-премьеры, Парламентарии и в какой то мере общественные деятели и представители неправительственного сектора критикуют государственные органы за что угодно, но только не за плохие сайты или неактивную работу в Интернете.

В основном государственные органы имеют сайты, содержащие общую информацию о госоргане, основные НПА его деятельности такие, как устав, положение, перечень услуг и обязанностей и новостные разделы — то есть сайты-странички или блоги ведомства. Но реально ценной информации для граждан весьма мало, такой как:

  1. Качественные информационные буклеты об услугах и деятельности госоргана
  2. онлайн общественные приемные
  3. формы и бланки заявлений
  4. ведомственные базы данных, то есть выдача онлайн справок и информации
  5. получение лицензий, сертификатов и прочей разрешительной документации
  6. информация о финансовой стороне работы госоргана или бюджетная прозрачность.

Среди госорганов выгодно отличаются в этом направлении:

  • сайт Министерства юстиции, где есть база НПА и юридических лиц страны
  • база данных законопроектов на сайте Жогорку Кенеша
  • порталы «открытый бюджет», «государственные закупки», «экономическая карта» министерства финансов.
  • база свободных госномеров авто и база готовых паспортов на сайте Государственной регистрационный службы
  • база поиска ИНН, счет-фактур и акцизных марок на сайте Налоговой службы
  • база операторов связи и услуг связи на территории страны на сайте Агентства связи
  • Один из самых востребованных и интересных ресурсов во время выборов — система мониторинга выборов на сайта ЦИК или список избирателей.

По активности работы с населением онлайн выгодно отличаются Государственная регистрационная служба и Мэрия Бишкека, а также Главное Управление Безопасности Дорожного Движения при МВД. Пресс-службы данных госорганов проявляют активность на различных интернет-площадках по взаимодействию с населением, например в социальных сетях, на форумах (в частности на «Дизель-форуме») и т. д. Данный фактор позволяет госоргану получить более высокий уровень доверия со стороны населения

Конечно наличие этих сервисов на сайте зависит от функций госоргана и количества услуг для населения, предусмотренных в его уставе. Некоторые из госорганов являются специализированными и в их функциональные обязанности не входит работа с населением.

Но в пример хотелось бы привести Казахстан, где реализуется национальная программа по развитию Электронного Правительства egov.kz. На данный момент около 1,5 млн. населения получили Электронную цифровую подпись, госорганы оказывают 134 электронные услуги через Интернет. По данным на декабрь 2012 года выдано около 13 млн. справок населению через Интернет.

В исследовании ОНН, в рейтинге стран мира по уровню развития электронного правительства, по данным 2008 года Кыргызстан был на 102 месте, в 2010 года на 91 месте. По итогам 2012 года на 99 месте.

Материал подготовил Эркин Мамасалиев

Читать далее:

О правовых механизмах ограничения информации в сети Интернет

24.04.2018

Гражданско-правовое законодательство: старая и новая редакция.

Мнения экспертного сообщества Кыргызской Республики.

Наука гражданского процессуального права, или гражданского процесса,

Читать далее

Негативные последствия регулирования Интернета на национальном уровне

24.04.2018

Третье тысячелетие ознаменовалось началом так называемой «цифровой эпохи» или «эпохи BigData». Интернет стал не только средством поиска информации, но и приобрел возможности массового ее

Читать далее

Поиск преимуществ онлайн саморегулирования на основе Принципов ответственности посредников

09.01.2018

В условиях стремительного развития Интернета, нарастающей интеграции его технологий в традиционных отраслях экономики, способствующие генерации новых и конвергентных взаимоотношений, а также

Читать далее